Робохопкинс

jacob_burns


Кабинет доктора Бёрнса


Previous Entry Share Next Entry
Живое / Life (2017)
Робохопкинс
jacob_burns
Режиссер: Даниэль Эспиноса
В ролях: Джейк Джилленхол, Ребекка Фергюсон, Райан Рейнолдс, Ольга Дыховичная, Эрион Бакаре, Хироюки Санада

Наши дни или самое ближайшее будущее. На МКС попадает образец марсианского грунта и команда, в частности, Хью Дерри, который на станции отвечает за науку, его исследует. В грунте обнаруживается одноклеточный организм, что приводит ко всеобщей эйфории, не только на станции, а и по всей Земле, потому что шутка ли - доказано со всей определенностью, что мы не одиноки во вселенной. Существо даже сентиментально назвали Кельвином.

Но внезапно Кельвин эволюционирует из симпатичной безобидной клетки в здоровенного полупрозрачного спрута, который шустро бегает по станции и за ее пределами, безвоздушное пространство и дикий холод или жара за бортом ему нипочем, и жрет все подряд. А так как на станции кроме космонавтов жрать особо нечего, то Кельвин употребляет их, родимых.


Идея понятна и создателями не скрывалась. Давайте переснимем Чужого, но вместо шайки обормотов составим экипаж из образованных, культурных людей, которых в наше время и берут в космонавты. Так и сделали, итог в общем-то закономерный - корм для инопланетной твари из ученых такой же, как и из космических дальнобойщиков.

Разумеется (или "к сожалению", как вам будет угодно), "Живое" не сравнится с оригиналом. Прежде всего спрут Кельвин, хотя и получился обаяшкой, и близко не сравнится с шизофреническими Гигеровскими монстрами. Но проблема не в спруте. Проблема всегда не в спруте. Слабое место традиционно - сценарий. И не сказать, что он плох. Он никакой.

Фильм делают две составляющих - общая идея и герои. Идеи нет как класса. Равно как и сюжетообразующего конфликта. Возьмем того же "Чужого". Есть жадная корпорация, которая знает о существовании непобедимых инопланетных тварей, хочет их раздобыть для собственного использования и подставляет экипаж Ностромо. И противостоит им одна "слабая женщина" Элен Рипли, которая не допускает этого. Жадность корпорации против ответственности Рипли. Это стрежневая тема всей основной тетралогии.

Ничего подобного в "Живом" нет и в помине, хотя вроде бы они и пытаются поднимать те же темы. Но нет конфликта, все в общем-то согласны, что надо спасти Землю, на Земле тоже в курсе и тоже согласны. Еще раз: антагонист в "Чужом" не инопланетная тварь. Антагонист там - жадная корпорация. В "Живом" антагонист - Кельвин. При том, что сами герои понимают и озвучивают, что спрутом движет не ненависть к людям, он просто пытается выжить в тяжелых условиях, также как и они сами.

Даже некого упрекнуть, что ситуация вообще возникла. Все честно выполняли свою работу. Нет ни одного человека, который своими решениями создал этот кризис. Нет, они изучали образец, меры предосторожности принимали. Просто существо оказалось на высоте и боролось за свою жизнь эффективнее, чем люди, хотя они в общем-то тоже старались.

И отсюда вторая проблема сценария - персонажи. Авторы честно пытались сделать героев человечными, глубокими и неоднозначными. На это потрачено много, слишком много времени в начале фильма, а потом в ущерб общей динамике тоже время на раскрытие персонажей тратится. И мы узнаем, что у нас есть гениальный чернокожий ученый-инвалид Хью Дерри (и нам даже не давят на мозги его инвалидностью и чернокожестью, что уже гигантское достижение), что капитан корабля Катерина Головкина (еще одно огромное достижение - во главе экипажа русская женщина, и это образованный и приличный человек, а не простигосподи Лев Андропов в ушанке) ему сочувствует и симпатизирует. Что пилот Дэвид Джордан (Джилленхол) пробыл на станции полтора года, потому что здесь ему лучше, чем на Земле (почему - не сказали). Что у Сё Мураками только что родился ребенок. Что за безопасность отвечает Миранда Норт (Ребекка Фергюсон), и именно она должна принять меры, чтобы чужого на землю не пустить если что. Но при этом она не холодное чудовище с равнодушной улыбкой, а очень милая женщина.

Прекрасный расклад, но ничто из выясненного про этих людей не влияет на их дальнейшие поступки. Они совершенно одинаково пытаются выжить. Никто не меняется по ходу действия, никто не принимает судьбоносных решений, исходя из обозначенных человеческих качеств.

Странным персонажем выписан Кельвин. Я готов принять его запредельную выживаемость, хотя если уж он развился до спрута, то трудно поверить в его шустрые перемещения в открытом космосе. Но очень уж он умен для колонии одноклеточных. Я даже не общую сообразительность имею в виду, а странную осведомленность в протоколах и технологиях землян.

Главный аттракцион - по ходу фильма пытаться угадать, у кого из членов экипажа обнаружатся железные яйца Элен Рипли. И да, они обнаруживаются у шестого члена экипажа, который гибнет первым. И это единственный персонаж, который прописан четко - он сообщает о себе в самом начале нечто, определяющее его поступки в дальнейшем. Это Рой Адамс (Райан Рейнольдс) - единственный человек на борту, способный что-то сделать руками.

ДАЛЬШЕ СО СПОЙЛЕРАМИ!!!
Рой ловит манипулятором в открытом космосе взбесившуюся капсулу с образцом грунта. Он чинит все, что ломают остальные. Он сразу не одобряет сюсюканья с Кельвином, понимая, что у них на борту неизвестное явление, а не очаровательный прозрачный мимими-комочек. И этот самый умный человек на станции утверждает, что он самый бесполезный член экипажа, что таких на Земле миллионы, а гениальный Хью Дерри один во вселенной. И он жертвует собой, чтобы спасти жизнь Дерри. Все очень четко, все по делу.

Забавно, что даже инвалидность Дерри никак не влияет на сюжет - в условиях невесомости его неработающие ноги ему почти и не мешают.

Собственно, это почти все о фильме.

Хочется отметить, что "Живое" не заканчивается даже условным хэппиэндом, когда все гибнут, спасая Землю. Все просто гибнут. Это интересное решение. Кстати, финальный твист был очевиден для меня, очень уж старательно они показывали, насколько капсулы неотличимы друг от друга, а их маневры после столкновения с батареей - типичная игра в наперстки. Но хочется порассуждать, что могли сделать люди, чтобы Землю спасти.

Первое серьезное упущение допустил Рой, когда в нарушение всех протоколов спас ученого. Но там спрут оказался на высоте, угадал, понимаете ли, что надо горелкой огнемета будоражить противопожарную сигнализацию, и что она вовсе не страшной пеной будет лабораторию заливать, а безвредным углекислым газом или чем-то в этом роде. Ну я уже говорил, что Кельвин слишком умен, он даже способен понять, на какой рычаг жать, чтобы капсулу на Землю отправить. Они же там всерьез с Джилленхолом за этот джойстик боролись!

Следующий шанс был у Катерины. Она могла сразу, как поняла, что Кельвин к ней присосался, прыгнуть с ним в открытый космос. Она так в итоге и сделала, но было уже поздно.

Ну и команда могла сразу направить станцию опять же в открытый космос при первых признаках пушистого зверька. И вот где можно было бы драму развернуть: скажем, мизантропичный Джилленхол пытается это сделать, а слабая Фергюсон, в чьи обязанности это на самом деле входит, из трусости саботирует, мешает ему и губит всех в итоге. Но ничего такого "интересного" не происходит.


Резюмирую. Фильм получился средненький. Отдельные сцены вполне напряженные, но они прерываются скучными затянутыми периодами, когда нам раскрывают характеры персонажей и их рефлексии. Но раскрывают зря, потому что на действие ни характеры, ни рефлексии влияния не оказывают. Нет толку делать героев человечными, если это не становится источником сюжетообразующих конфликтов. А в фильме вовсе нет сюжетообразующих конфликтов. Снято все неплохо, но до гигеровских визуальных решений, как до Марса.

Добавляю балл за хороших актеров.

7/10
Tags:

  • 1
Посмотрел на режиссера
Номер 44 (2014)
Код доступа «Кейптаун» (2012)

Это же Сарик с бюджетом, какое счастье что не попал.

Отличная рецензия! Очень интересно про возможные конфликты, которых не случилось.

ну вот не случилось их, да и никаких других тоже. ну так можно было заранее все о фильме понять, когда создатели в интервью говорят, что вдохновлялись "чужим".

"спрут оказался на высоте, угадал, понимаете ли, что надо горелкой огнемета будоражить противопожарную сигнализацию"
Горелка ж просто в невесомости летала и наткнулась на датчик огня\дыма.

Фильм сам по себе дико вторичный и ни на какую гениальность и рядом не претендует, однако в рамках усердного использования чужих идей он по крайней мере не спотыкается на мелочах.

Озвученные предположения "как оно могло бы быть" хороши для режиссёров, которые способны выдавать что-то гениальное. Здесь и так прогресс по сравнению с предыдущими работами Эспиносы.

ну как ни странно к режиссуре у меня не так много претензий. экшн-сцены вполне напряженно смотрятся, правда между ними скучнейшие провалы ни о чем. Ему бы сценариста толкового, но голливудскому блокбастеру сценария не полагается.

мне запомнилось, что спрут там специально этой горелкой в потолок тыкать начал. ну или как-то ее направил. может уже ложная память, но у меня было ощущение разумного действия

Надо будет потом уточнить, или может кто-то вспомнит ))

Я с ужасом жду фильма от Ридли Скотта - старик уже в который раз одно и то же снимает.

вот и я тоже ничего хорошего не жду. зачем погонять лошадь, которая свое уже пробежала? зачем нужен приквел к чужому (уже второй после первого неудачного), зачем нужен сиквел к блейдраннеру? Гениальный же был фильм. ну и пусть остается гениальным в веках.

это же даже не приквел к чужому...
Это сиквел приквела (facepalm)!

Блейдраннер, да - паразитирование на франчайзе. С другой стороны - наблюдается новый рассвет киберпанка. В прошлом году из игр Deus Ex MD вышел, Cyberpunk 2077 грядёт. А в кино вот "Призрак в доспехах", блейдраннер новый, ходят слухи о новой "Матрице" про молодого Морфеуса...

новая матрица!!! когда ж они успокоятся

Когда наберут достаточно денег... а после них придут другие и начнётся всё по новой!

Какие бы минусы не зияли - я буду смотреть уже ради одного только Йелленхухеля: он всегда тащит)

я его традиционно не люблю :) Он мне один раз в своей карьере понравился - в шедевральном Донни Дарко. После этого он стал ухудшенной версией Кейджа - рыцарь вечно печального образа.

Аххахх, ну, возможно, есть такое))
Но я Кейджа-то абажжаю)))

мне Кейдж крайне выборочно нравится. Во всех ранних фильмах он хорош вплоть до "Без/лица" включительно. А потом он опять блеснул аж в Пипце.

Мне из "недавнего" дилогия о сокровищах нации нравится - лёгкий городской квест и все эти загадки, отличный таймкиллер)

Отлично всё разобрано.

Спасибо, я старался :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account