Кабинет доктора Бёрнса (jacob_burns) wrote,
Кабинет доктора Бёрнса
jacob_burns

Category:

Рим - открытый город / Roma, città aperta (1945)

Режиссер: Роберто Росселлини
Авторы сценария: Роберто Росселини, Серджо Амидеи и Федерико Феллини
В ролях: Марчелло Пальеро, Вито Анникьярико, Альдо Фабрици, Анна Маньяни и др.

1944 год. Война и немцы в Вечном Городе. Инженер Джорджио Манфреди - один из лидеров Комитета Национального освобождения (антифашистская межпартийная организация, созданная в 1943 году по инициативе коммунистов по образу и подобию аналогичного французского Комитета). Его разыскивает гестапо во главе со штурмбанфюрером Бергером. Инженер укрывается у своего друга и соратника Франческо. Им помогает также священник дон Пьетро, воспитатель местных мальчишек.

У Франческо беременная невеста Пина, Пьетро должен их обвенчать на следующий день. Сестра Пины - актриса, играет в театре вместе с красоткой Мариной, любовницей Джорджио.

Марину снабжает наркотиками секретарша гестаповца Бергмана, которая по всей видимости тоже спит с Мариной.


Включился в очередную кинорулетку, на этот раз посвященную итальянскому неореализму. , спасибо коллеге altereos. Символично и немного забавно, что мне выпал именно "Рим". В одной из прошлых рулеток мне досталась "Одержимость" Висконти, про которую я написал такой вот отзыв: http://jacob-burns.livejournal.com/75067.html .

В частности я писал, что "...этот фильм ("Одержимость") - краеугольный камень неореализма. До "Одержимости" итальянское кино пребывало в эпохе "белых телефонов" - то есть основная тема "любовь в богатом доме с хорошим (изредка плохим) концом", фильмы про роскошь, снимавшиеся в роскошных декорациях "арт-деко" (отсюда и второе название этого периода - "кино-деко")... Ренуар и Карне создали такое течение как "поэтический реализм" - с одной стороны это авангардные приемы и павильонная съемка, с другой стороны это жизнеописание простого народа. Висконти сделал шаг вперед. Он подхватил тему жизни низов, но снял фильмы максимально реалистичные, в натуральных декорациях и с показом многочисленных бытовых деталей. Съемка велась на природе при естественном освещении. При этом, "Одержимость" не считается первым фильмом неореализма, а только его провозвестником. Отсчет этой недолгой эпохи официально начинается с фильма "Рим - открытый город" Росселлини. Первая же знаменитая картина неореализма - "Похитители велосипедов" де Сика. Однако дорогу им замостила именно "Одержимость".

Итак, "Рим - открытый город" - первая ласточка неореализма. Ему присущи основные черты этого направления - гипертрофированный реализм и психологичность, внимательность к бытовым деталям и самое главное - образы, значительно отличающиеся от голливудских шаблонов - живые люди. Роль Пины прославила актрису Анну Маниани. Какой же мы видим Пину в фильме? Милая, но не слишком красивая женщина, такая могла бы оказаться вашей соседкой в спальном районе. Разительный контраст с Мариной - "светской львицей", актрисой, наркоманкой, бисексуалкой и развратницей. Джорджио откровенно тяготится их романом и, кажется, немного завидует счастью Франческо, нашедшего себе обычную женщину, немолодую вдову с ребенком, но живую и любящую.

Еще интереснее для нас, как Росселлини показывает город. Вроде бы Италия была союзницей Германии, более того - родоначальницей фашизма (надеюсь, нет нужды напоминать, что это крайне правое политическое движение, основанное Муссолини (от Fascio di combattimento — «Союз борьбы»)). Однако Рим выглядит оккупированным немецкой армией. И дело даже не в голоде и страхе охвативших столицу Италии. Гестаповец Бергман презрительно называет итальянцев "рабами", не желая признавать их ровней "высшей расе".

"Рим - открытый город" чрезвычайно похож на советские фильмы про оккупацию и подполье. Но есть черта, которая "Рим" отличает - прежде всего фильм не об оккупации, а о жизни Рима в период оккупации. И это любовное внимание к бытовым деталям, черта неореализма, проявившаяся в "Риме" в еще большей степени, чем в его предшественнике - "Одержимости" Висконти. Да и в плане "моральной смелости" Росселлини продвинулся дальше. Я отмечал необычные для 40-х проституцию и бисексуальность героя в "Одержимости". В Риме мы также видим героиню распущенную (Джорджио даже ругается с Мариной, чуть ли не обзывая ее потаскухой, чего она и не отрицает, признаваясь, что спит с кем попало ради денег), с намеками на бисексуальность, наркоманку. Сверх того, и вряд ли такое было в кино до "Рима", мы видим сцену пыток в кадре.

Резюмирую. Киноязык "Рима - открытого города", живые герои и общая психологическая достоверность, внимание к деталям близки к современному кинематографу. Да и не было бы современного кино без неореализма.
Tags: кино
Subscribe

  • Дать дуба в округе Юба / Breaking News in Yuba County (2021)

    Режиссер: Тейт Тейлор В ролях: Эллисон Дженни, Мила Кунис, Джимми Симпсон, Аквафина, Джульетт Льюис, Ванда Сайкс, Клифтон Коллинс мл., Эллен Баркин,…

  • Про "Комнату" и "План 9"

    История, как известно, повторяется. Все знают, что есть самый плохой фильм на свете - "План 9 из открытого космоса" Эда Вуда, и там как в Бруксовских…

  • Официант / Ober (2006)

    В рамках слоурулетки от коллеги iw_gdk Режиссер и автор сценария: Алекс ван Вармердам В главной роли: Алекс ван Вармердам История…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments