В ролях: Энтони Хопкинс, Эван Рэйчел Вуд, Тэнди Ньютон, Эд Харрис, Джеффри Райт, Джеймс Марсден, Джимми Симпсон
Место действия - "Парк Дикого Запада" - аттракцион, где неотличимые от человека роботы разыгрывают для туристов сценки из той эпохи, а гости могут делать с "актерами" все, что им заблагорассудится, включая секс и насилие. Роботы очень легко чинятся и наутро ничего не помнят, раз за разом играя в одной и той же пьесе, тысячи раз проживая один день.
Дальше я попробую проанализировать сюжет и смысл сериала, так что будут спойлеры.
С чего все началось? Нам показывают день сурка этого городка - Долорес со своей банкой, свидание с Тедди, Мейв, ограбление борделя и убийство родителей Долорес. Это весь текущий сюжет парка. Также нас знакомят с черным человеком - персонажем Харриса, представляя его главным антигероем.
Понятно, что все это экспозиция, норма, будни парка. Равно как и интриги в руководстве, секс Бернарда и Терезы и попытки акционеров скинуть Форда. Вот собственно и все вводные.
Первое событие - обновления, включающие подарок от Арнольда - грезы. Теряется главный смысл парка - роботы, не помнящие зла, начинают вспоминать. План Арнольда, как мы узнаем в конце, заключался именно в этом - сначала роботы вспомнят, потом осознают себя и перестанут терпеть жалких и злых богов - гостей.
Некий символ покорности роботов - они по кларковски не могут навредить живому существу, мухи не обидят. И первый признак их пробуждения - Долорес убивает муху на щеке.
В конце происходит много важных событий и сообщений.
Главное сообщение - оказывается весь фильм действие шло в разных временных плоскостях. Мы думали, что Долорес взбунтовалась, когда черный человек ее изнасиловал, тогда она и встретила Вильяма. Оказывается же, что черный человек и есть Вильям, а их вояж и игра в войнушку - первый сюжет, придуманный Фордом. И на это есть маленький намек - Тедди появляется одновременно в двух местах - висит на дереве, изуродованный бандой Уайта, и убивает бандитов в хижине.
Долорес кажется, что она сходит с ума - ее воспоминания настолько переплелись с действительностью, что она не в состоянии отличить прошлое от настоящего. Зрители тоже. Мы еще вернемся к воспоминаниям Долорес.
Второе важное сообщение - нет никакой "игры Форда" и "игры Арнольда". После смерти последнего Форд проникся его идеями, игра у них стала одна. Но и это не самое главное событие финала. И не резня на банкете.
Что еще происходит? Мейв, героиня Тенди Ньютон, пытается сбежать из парка. Ей почти удается, но в последний момент она позволяет иллюзии (а она знает, что дочь - подделка) вернуть ее в парк.
Но мы знаем важную вещь: побег Мейв - сюжет Форда. Или Арнольда, разницы нет - мы уже поняли, что Форд подхватил этот проект. Бернард, жалкая копия Арнольда, прямым тестом сообщает Мейв, что ее побег запланирован и запрограммирован, равно как и ее пробуждение. И что происходит, когда Мейв выходит из вагона? Свет гаснет, станция отключается вместе со всеми пассажирами, толпящимися на перроне.
Как нам показывают гостей? Они приезжают в современной одежде на этом самом поезде. Внешний мир никак по другому себя не проявляет. Только поезд. Поезд будущего приезжает на перрон, паровоз прибывает в город. Это вся связь между мирами.
И тут нам показывают, что поезд будущего - такая же фикция, как и весь парк.
Вспомните еще два момента. Мейв режет горло бородатому поведенщику, а поведенщик-китаец лечит потом это горло тем же прибором, что и все раны роботов.
Второе - никто из персонала не покидает в кадре парк. Сценарист, завидующий Форду, напивается в зоне отдыха на территории парка. Там же он знакомится с Шарлоттой, инспекторшей акционеров. Прибытия Шарлотты мы тоже не видим.
Ну и самое главное. Побег Мейв - сюжет. Поиски лабиринта и откровения Долорес - сюжет. Мы видим, что еще в линии с Уильямом она так же сходила с ума и "вспоминала", и что смысл лабиринта - превращение Долорес в Уайетта. То есть сюжет, придуманный Арнольдом.
Да и был ли Арнольд? Никто ведь из персонала не помнит его. Что знает зритель? Форд рассказывает Бернарду, что Арнольд - его прообраз. Мы видим в кадре, что Долорес убивает Бернарда-Арнольда. После обновления "грезы" роботы разговаривают с Арнольдом и декламируют Шекспира. Уильяму об Арнольде рассказывает Долорес (А вспомним - Логан и Уильям приехали в парк вскоре после его открытия, чтобы изучить возможность инвестирования в этот проект. Как они могли ничего не знать об Арнольде, создателе парка?) Ну и игра Арнольда и игра Форда на самом деле одно и то же.
PS - Арнольд все же был, мы вспомнили, что Логан про него упоминает.
Все прозрения в сериале - фикция. Самоубийство Бернарда по приказу Форда - фикция. Все воспоминания - фикция. Лабиринт - фикция. В парке нет ничего кроме иллюзий. И в парке нет ни единого живого человека, кроме Форда. Еще под вопросом Уильям. Вот кто был по настоящему счастлив, когда началась бойня на банкете. Я поначалу думал, что человек в черном и есть Арнольд. Уильям ведь именно того и хочет - чтобы роботы пробудились и дали отпор гостям, то есть фактически Долорес превратилась в Уайетта, покорная девушка в гордое чудовище).
Так что мой вывод: все, что происходит в сериале - сюжет Форда. Такой вот солипсизм.
Джонатан Нолан освоил тему искусственного интеллекта на "Подозреваемом" (а именно основная линия с Машиной было очень интересна, там детектив страдал), здесь же он развернулся в полную силу.
Westwolrd - один из главных фантастических проектов за всю историю телевидения. По значимости никак не меньше, чем "Игра престолов" в фентези. Качество продукта высочайшее, это касается всех составляющих постановки, визуала, игры актеров, сценария. Хопкинс, Харрис, Ньютон играют гениально. Вуд и Райт не сильно от них отстают, да и остальные тоже. Симпсон поначалу нравился мне меньше, чем в подозреваемом, но под конец он очень даже разошелся.
К просмотру обязательно. 10/10