Кабинет доктора Бёрнса (jacob_burns) wrote,
Кабинет доктора Бёрнса
jacob_burns

Category:

Харуки Мураками. Страна Чудес без тормозов и Конец Света (1985)

Чтобы чуть прояснить сложное название, приведу отрывок из интервью переводчика Дмитрия Коваленина:
А с романом, который я перевожу сейчас, еще веселее. По-английски это называется так: "Hardboiled Wonderland and The End of the World". Тут целых три переводческих штампа: "Hardboiled", "Wonderland" и "The end of the world". Благодаря Заходеру мы уже как бы знаем, что "Wonderland" - это "Страна Чудес". "The End of the World" - тоже ясно: "конец света" и больше почти никак. А что делать с "Hardboiled"? "Hardboiled detective story" - это литературный термин. В 1920 - 30-е годы на смену классическим детективам, в которых Шерлок Холмс или Эркюль Пуаро в спокойной обстановке разматывали нити преступления, пришли "hardboiled detective stories", где сыщику еще и самому нужно ноги уносить... Вначале я хотел идти по пути перевода "Pulp Fiction" - "Криминальное чтиво" динамичнее, ибо "Бульварное чтиво" вяловато... Я искал идиомы, сначала получилось "Страна Крутых Чудес и Конец света". Начал проверять "на живых людях" - никому не нравится: все говорят, в слове "крутой" слишком сильна коннотация с жаргоном "новых русских"... Потом на литературных вечерах в "Проекте О.Г.И." и в Хабаровске я предлагал аудитории вместе придумать название. И триста человек одновременно сидели и сообща "рожали" название романа. Получилось очень интересно, я даже не ожидал. А чуть позже я все-таки придумал окончательный вариант - "Страна Чудес без тормозов".

Роман состоит из двух параллельных линий, и где-то до половины действия абсолютно не ясно, как эти части связаны.

В первой линии действие происходит в мире. похожем на реальный. Отличие в том, что в нем борются две силы. Одна - могущественная организация "Система". Специалисты Системы способны использовать человеческий мозг для шифровки и последующей расшифровки данных. Герой - специально подготовленный для таких действий человек. Подготовка довольно сложная, включает в том числе и операцию на мозге. С другой стороны подпольная организация "Фабрика" и ее агенты под названием "кракеры", которые похищают сотрудников Системы и пытаются самыми жесткими методами достучаться до хранящихся в мозгу сведений.

Герой получает заказ от чудаковатого ученого, который представляется членом руководства Системы. Ученый этот живет под землей, изучает звучание черепов разных животных, просто постукивая по ним камертоном. В награду за помощь ученый не только щедро материально вознаграждает героя, но и дарит ему на память череп единорога. Надо ли говорить, что с этого момента жизнь героя не стоит ломаного гроша, ему предстоят встречи с не слишком приятными людьми, опасное и неприятное подземное путешествие под пристальных вниманием жаббервогов, настоящих владельцев подземного мира, от которых нет спасения даже работникам метрополитена.

Вторая линия - герой (непонятно, то же самый или другой, рассказ также ведется от первого лица) попадает в Город, где Страж отрезает его тень, которая с этого момента начнет умирать, а вместе с ней все воспоминания героя о том, кто он есть. Воспоминаний тех на самом деле с гулькин нос, поскольку герой и так не помнит ничего вплоть до своего появления в Городе. Однако с тенью он может общаться как с живым человеком, и тень вовсе не в восторге от ситуации.

Город между тем заселен вполне симпатичными и довольными жизнью людьми. Каждый из них выполняет какую-то необременительную работу и не слишком страдает от утраты своего "Я". Герой в частности должен слушать сны мертвых, для этого он каждый вечер приходит в библиотеку и пытается общаться с черепами единорогов. Единороги, или как их здесь называют, "золотые звери" водятся здесь в изобилии, но зимой, которая близко, многие из них умрут. Да и тень героя вряд ли переживет зиму.

Я жаловался совсем недавно, что книга идет у меня чрезвычайно туго. Возможно, секрет тут в том, что ее невозможно читать урывками в метро. Все-таки это весьма атмосферная литература, и в атмосферу эту надо погрузиться.

Мое отношение менялось по ходу чтения. Сначала мне показалась занимательной первая часть, а история про Город напротив, слишком банальной. Много было таких историй про города, в которые легко попасть, но невозможно их покинуть. И все они решались примерно таким же способом. Ну и раздражала откровенная фентезийность этой линии, с заглавными буквами в простых словах - всеми этими Стражем, Стеной, Рекой, Лесом...

Потом я понемногу проникся атмосферой Города, особенно, когда стало понятно, в чем здесь дело. Первая же линия стала меня изрядно раздражать как раз своей нарочитой киберпанковостью. Уже из описания ясно, что это своеобразный Джонни-Мнемоник с его Ценной информацией, заключенной в мозгу, от корой надо бы избавиться, чтобы спасти героя, только у Мураками еще и избавиться не получится, да и сама информация никому по настоящему не нужна.

Мураками всегда удавалось показывать якобы реальную жизнь в небольшой примесью удивительного, мистического. Так. например, "Хроники заводной птицы" (а я до сих пор считаю эту книгу лучшей) начинаются с того, что герой просто варит спагетти, а его в это время достают дурацкими телефонными звонками. И вот от этой, казалось бы, бытовухи, оторваться невозможно.

Линия "Страна Чудес" начинается также - реальность со странностями. И на этом этапе она вызывала мой живой интерес, но потом началось дурацкое путешествие, в котором смысла не было вообще, потом ученый делает свои страшные признание о том, как он из научного любопытства погубил героя, а заодно толкает какую-то наукообразную теорию об устройстве человеческого сознания (и тут становится понятно, при чем тут линия Города), а потом герой со спутницей - внучкой профессора, опять отправляется в долгий подземный путь, и кажется, что нет смысла ни в пути, ведь и правда с героями там ничего не происходит, просто им трудно, страшно, но они без заминки, без потерь все эти трудности преодолевают. Тут я и впал в апатию по поводу этой книги, потому что зачем мне бестолковый киберпанк от Мураками?

Но в это время события в линии "Конец света" развиваются довольно энергично (если можно так сказать о столь созерцательном повествовании) и главное - дают надежду вроде бы обреченному герою "Страны Чудес". Да и там вдруг все возвращается в привычную колею - Мураками описывает жизнь героя, который считает себя обреченным. И вот эти последние сутки героя поданы изумительно. Каждая мелочь в его жизни может быть происходит в последний раз, а стало быть становится особо важной. И надежда, что есть для него спасение, о котором он сам не подозревает, наполняет "бытовуху" остротой.

Повторюсь, что книга чрезвычайно атмосферная, и ей надо выделить время и место в своей жизни, урывками ее читать не получается. Но стоит дать ей шанс.

8/10

https://bookchallengeru.livejournal.com/113269.html
Tags: bookchallenge, книги
Subscribe

  • 52

    И снова планета сделала круг вокруг Солнца. И я вместе с ней.

  • Про 1984

    Кто тут говорил (спойлер - все) про 1984 в США? Вот вам цитата из Пелевина (там проходной персонаж одновременно и трампист, и левый активист, если…

  • Никогда такого не было и вот опять...

    Взрослею на глазах у изумленной публики

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments