Во-вторых, экономику оказалось очень легко поднять, и никакой торговли водой не требуется. Я был фанатом водяного бизнеса после первого прохождения, но здесь и пары банок не продал. Но докачал харизму до шести (а соединять поселения полезно, опять же магазины в селениях нужны так что без "местного лидера" трудно играть, с другой стороны мне приятно возиться с обустройством деревень, так что это личное), нашел все журналы торговца Джанктауна, ну и платье Агаты + очки плюс шляпа = 11 очков. К концу игры у меня было состояние более 50 000 крышек, которое объективно некуда было тратить - весь шмот я уже купил.
Ну и самое главное - игра оставила сложное и даже грустное послевкусие именно морально-этическими установками. ДАЛЕЕ С ОФИГЕННЫМИ СПОЙЛЕРАМИ!!!
Основной сюжет - ты находишь сына, который оказывается главным злодеем игры. Ты при любом раскладе втираешься к нему в доверие и хладнокровно его предаешь. В прошлый раз я играл за минитменов, и там это предательство не так явно выглядит - ты присматриваешься к Институту, но разобравшись, чего они стоят, просто разворачиваешься и уходишь (после битвы за Банкер Хилл). Это не восторг, но нормально.
В этот раз играл за подземку. И там надо долго работать на Институт "под прикрытием", врать сыну в лицо, ходить на заседания директората, а потом всадить Шону кинжал в спину. Это нормально?
Поражают описания некоторых билдов (в том числе и моего, под Спасителя), там предлагают сотрудничать со всеми фракциями до критического момента. То есть я, играя за подземку, должен втереться в доверие к Братству Стали, подружиться там со всеми, а потом их хладнокровно истребить. Или наоборот, если играешь за Братство.
Также этически спорно выглядит дополнение Nuka World. Основное прохождение требует связаться с оккупировавшими парк бандитами, а потом с ними вместе захватить все Содружество, вырезая простых фермеров. Тут все же есть лазейка, которой я не встречал ни в одном описании DLC, я так и сделал.
Я вступил в контакт с рейдерами, спокойно зачистил весь парк (квест Большой Тур), а когда пришло время нападать на внешний мир, перебил всех рейдеров, на что есть свой квест. Необычность в том, чтобы не выбирать, сотрудничать с рейдерами или мочить их, а все делать по очереди. Игра это позволяет, но почему-то никто так не делает. Но опять же это путь предательства.
Фар Харбор тоже странноват в плане этики, приходит чуть ли не серийного убийцу покрывать (я про Димочку), чтобы спасти остров от глобальной бойни. Но тут я понимаю, политика - путь, при котором приходится мириться с маленьким злом, ради спасения от большого. Мне это не нравится, но это - жизнь.
Довольно странный получается сюжет. Я в который (второй) раз убеждаюсь, что просто бродить по Содружеству, строить себе дом в любом из поселений, выполнять мелкие просьбы окружающих - куда интереснее и приятнее, чем решать глобальные задачи. И может быть с этой точки зрения мне понравится Ф76.
Любопытно сравнить сюжет Ф4 с трилогией ME, финал которой (ОПЯТЬ СПОЙЛЕР!!! ОПЯТЬ СПОЙЛЕР!!! ОПЯТЬ СПОЙЛЕР!!!) очень тяжел, герой неминуемо погибает. Но игра при этом выдержана в идеальном нуаровском духе, в Фоллаут же просачиваются только внешние признаки нуара. Мочить зло в красивом плащике (серебряном) это не нуар, а вот сражаться с намного превосходящим тебя противником, вопреки страху, ранам, слабости, сражаться за великие цели - нуар. Это про благородство, самопожертвование и справедливость. Не про плащик.