Кабинет доктора Бёрнса (jacob_burns) wrote,
Кабинет доктора Бёрнса
jacob_burns

Category:

Однажды в Голливуде / Once Upon a Time in… Hollywood (2019)

Автор сценария и режиссер: Квентин Тарантино
В ролях: Леонардо Ди Каприо, Брэд Питт, Марго Робби, Маргарет Куэлли, Тимоти Олифант, Дакота Фэннинг, Курт Рассел, Зои Белл, Аль Пачино, Люк Перри, Дэмиен Льюис

Новый фильм Тарантино посвящен концу "Золотого века Голливуда", что демонстрируют две основные сюжетные линии.
Прежде всего это история взаимоотношений выходящей в тираж звезды вестернов Рика Далтона (Ди Каприо) и его верного друга каскадера Клиффа Бута. Рик - актер боевиков. Загвоздка в том, что все "приключения тела", которым эти фильмы посвящены более чем полностью, отыгрывает за него Клифф. И их роли в мире кино четко расписаны в интервью, которое в самом начале фильма дают Рик и Клифф. Корреспондент спрашивает Рика без обиняков - почему в фильмах, целиком состоящих из трюков за вас все делает каскадер, на что Рик начинает юлить, что дескать он бы и сам справился, но профсоюзы против. Только поэтому. Ага-ага. Клифф (Питт) поддерживает эту красивую легенду с почти не ироничной улыбкой.

Дальнейшее действие ставит все на свои места. Рик - тряпка и "творческая личность" в худшем смысле этого словосочетания. Клифф же - сильный, преданный, уверенный в себе человек. Он верно служит своему хозяину и "другу" Рику, хотя тот предает Клиффа буквально на каждом шагу. Можно сравнить эти отношения с Джармушевским Псом-Призраком, который так же верно служил господину, его недостойному.

Я слышал упреки в том, что у "Однажды в Голливуде" нет сюжета в общепринятом смысле слова. Отчего же, пара Рик-Клифф дает фильму и основной конфликт, и все драматургические стадии, от завязки до кульминации.

Вторая линия - трагическая история Шерон Тейт. Конечно же, Тарантино подает ее со своей, весьма оригинальной колокольни. Я немного погуглил про Чарльза Менсона, ниже расскажу для желающих про сходства отличия тарантиновской версии ит происшедшего на самом деле кошмара.

А пока еще пару забавных моментов. Действие фильма начинается 8 февраля 1969 года, то есть в мой день рождения. С Риком беседует продюсер (Пачино), который представляется Шварцем, но Рик тут же позорно обзывает его Шворцем. Это (как и название) отсылает нас к Звездным Войнам, точнее к пародии "Космические яйца", в которой "Шворцем" называли Силу. Я бы на месте продюсера обиделся, так как космобольский шворц - эвфемизм для пениса. Впрочем, продюсер очень вежливо раскатывает Рика как тесто, объясняя, почему карьера последнего обречена.

Шварц предлагает Далтону сниматься в спагетти вестернах (конкретнее к знаменитому Корбуччо, снявшему, кстати, классический "Джанго").

Шерон Тейт (Робби) идет в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм "Разрушительная бригада" (в дубляже она обозвана как "Ремонтная бригада", я толком не понял, то ли это глюк переводчиков, то ли шутка Тарантино), и там происходит забавная сцена, похожая на эпизод из Малавиты, где пожилой ганстер в исполнении Де Ниро смотрит на молодого гангстера в исполнении себя любимого. У Тарантино "поддельная" Шерон Тейт в исполнении Марго Робби смотрит на настоящую на экране.

Дальше я расскажу о секте Менсона в фильме и жизни, только для смотревших.


История Менсона и Тейт настолько же общеизвестна в Америке, как у нас, к примеру, "подвиги" Чикатило. Поэтому Тарантино не особо разъясняет происходящее, концентрируясь на мелочах, подлинные детали жизни секты Менсона вплетены в сюжет наравне с вымыслом.

Секта Чарльза Менсона "Семья", увлекавшаяся сатанизмом (сам Менсон ассоциировал себя то с Люцифером, то с Христом), совершила несколько убийств. Самое громкое из них - убийство беременной жены режиссера Романа Полански Шерон Тейт и нескольких их друзей. Это произошло 8 августа 1969 года на вилле в Калифорнии. По фильму, Полански жил по соседству с Риком Далтоном.

В самом начале картины Чарльз Менсон наведывается к Рику, просто ошибившись домами. Он искал музыкального продюсера Терри Мэлчера, с которым у Чарльза была своя история отношений. Менсон мнил себя в молодости крутым музыкантом, чуть ли не вторым Битлом. Но Мэлчер не оценил его талантов. Мелчер жил в том доме до Полански, который въехал на эту виллу незадолго до убийства (по фильму гораздо раньше - еще в феврале), чтобы обеспечить беременной жене относительный покой. Менсон не нашел Мелчера, но как бы "пометил" его жилище на беду Шерон и ее друзей.

Клифф, раскатывая по городу на красивой хозяйской машине несколько раз встречает симпатичную хиппи Киску (Куэлли), в третий раз он ее подвозит до ранчо Спэна, где живет ее община. Клифф восемь лет назад снимался здесь в вестерне. Он практически вламывается в дом Джорджа, хозяина ранчо, чтобы убедиться, что с тем все в порядке. Это очень реалистичный эпизод. Секта Менсона действительно жила на ранчо Джорджа Спэна, расплачиваясь с почти слепым стариком сексом и наркотиками. Именно это и выясняет Клифф, он понимает, что Джордж четко осознает свое положение, и оставляет общину хиппи в покое. Там же мы встречаем двух участников августовских событий - "Рыжую" (Фэннинг), то есть Линетт «Писклю (Сквикки)» Фромм и Текса, то есть Чарльза «Текса» Уотсона. С Тексом Клифф разминулся. Остальные девушки-убийцы скорее всего тоже присутствуют в толпе хиппи, окружившей Клиффа, но пока внимание на них не акцентировано.

Мы же в этой сцене можем полюбоваться на идеального мужчину Клиффа, воплощение спокойствия, уверенности в себе и мягкой (до времени) силы.

По сюжету Рик с Клиффом уезжают в Италию. Семья же (в реальности) не теряла времени зря, они убили наркодилеров Бернарда Кроу и Гари Хинмана, последнему Менсон отрезал ухо.

Тряпка Рик умудряется вляпаться в Италии в ненужный ему брак и потратить на это все заработанные деньги. Он увольняет Клиффа (очередное предательство) и у друзей отходная вечеринка. В то же время Шерон Тейт и ее польские друзья развлекаются в ресторане El Coyote Cafe (это реальный факт). Почему с ними не было Романа? Он как раз отъехал по делам в Лондон, поэтому и остался в живых.

В доме в тот момент находились: Шерон Тейт, ее бывший Джей Себринг, сценарист Войцех Фриковский (друг Полански), а также девушка Войцеха богачка Эбигейл Фолджер. Все они показаны в фильме. Но также там случайно оказался на беду Стивен Пэрент, восемнадцати лет от роду, друг кого-то из прислуги, его в фильме не было.

Менсон посылает четверых членов "Семьи" расправиться с обитателями дома Мэлчера. Это реальные Текс, Сэди Аткинс, Патрисия Кренуинкел и Линда Касабиан, которую играет дочь Умы Турман и Итана Хоука Майя Хоук. В фильме Текс выдает тираду про свиней и роль киношного насилия в воспитании маньяков. Про речь мы ничего не знаем. Менсон же организовал цепь ритуальных убийств с далеко идущими, почти апокалиптическими планами. Он норовил обставить преступления таким образом, чтобы подозрение пало на банды чернокожих (он уже провернул такую фишку при казни Гари Хинмана, которого ошибочно принял за представителя группировки "Черных пантер" и оставил их знак на месте преступления). Это должно было спровоцировать войну между черными и белыми, в которой черные должны были победить, а Менсон их возглавить. Почему белый Менсон должен стать лидером победившего черного меньшинства, фантазии умалчивают.

Свиньями же Текс обзывает будущих жертв неслучайно. Сэди Аткинс, зарезавшая Шерон, написала ее кровью на стене слово PIG, то есть "СВИНЬЯ". Обдолбаная Рыжая хотела вырезать плод из ее живота, но полиция уже была на подходе.

Но вернемся к фильму. Сектанты едут "на дело". Здесь Тарантино играет в симметрию. Как и Менсон в начале фильма, посланные им убийцы ошибаются "дверью", и вместо виллы Мелчера-Полански оказываются во дворе у Далтона. Пьяный вдрызг Рик (на дух не переносящий хиппи) грубо прогоняет визитеров, чудом избежав пули в лоб, которую ему уже готовил Текс.

Но вот какова слава земная - сектанты узнают Рика и наперебой восхищаются фактом, что их послал не кто-нибудь, а знаменитый Далтон.

Компания отгоняет машину, а дальше я не очень понял, то ли наркоши опять путают дорогу, то ли они сознательно возвращаются к Далтону, чтобы свести счеты с Клиффом, а что он работает на Рика, они знают от Киски. Но это не так важно. Линда притворяется, что забыла в машине нож, возвращается с полдороги и спешно уезжает, кинув собратьев. В реальности Линда не участвовала в убийстве, потому что "стояла на стреме". В дальнейшем именно показания Линды позволили посадить Менсона и всю банду.

Дальше начинается типично тарантиновская жестокая, но забавная боевая сцена. Клифф, обкурившийся ЛСД, принимает гостей за наркотические галлюцинации, что позволяет ему завязать типично тарантиновский роскошный диалог. В итоге же они на пару с питбулем Бренди рвут гоп-компанию в клочья. Ну и герой Рик завершает побоище, добив уже поверженного врага (Патрисию) из огнемета. Собственно, это иллюстрирует весь творческий путь этой парочки, сперва Клифф делает всю грязную работу, потом выходит Рик весь в белом и завершает картину эффектным жестом.

Дальше Рик опять и окончательно предает Клиффа, рассказав Джею Себрингу историю, так, будто бы никакой Клифф Бут в ней вовсе не участвовал. Это позволило Рику повысить уровень общения - его пригласили на чай в высшее общество, в компанию "лучшего режиссера в мире" Романа Полански.

В жизни же 9 августа "Семья" совершила еще одно убийство, в котором участвовал сам Менсон, они вырезали супругов Ла-Бьянка, владельцев торговой сети.

16 августа 1969 года Менсон и "Семья" были арестованы за кражу автомобилей, но вскоре отпущены. В итоге они зверски убили одного из членов секты, заподозрив его в стукачестве. Тогда же они под наркотой подожгли какую-то сельхозтехнику, за что и были вновь арестованы. К тому времени полиция заподозрила секту в причастности к делам Тейт и Ла-Бьянка (которые раньше даже не связали друг с другом).

В дальнейшем "Семья" (те, кто остался на свободе) убила адвоката Менсона. Потом пыталась захватить самолет, чтобы, угрожая заложникам, заставить власти выпустить Менсона. Но поскольку они оставались не обремененными интеллектом обдолбышами, их взяли уже на краже оружия из спортивного магазина. Позже Пискля покушалась на президента Форда, за что получила пожизненное, но вышла по УДО в 2009 году. Остальным членам "Семьи" в УДО было многократно отказано. Менсон умер не так давно, в ноябре 2017 года.


Почему же убийство Шерон Тейт - тоже символ конца эпохи? Он стало "каплей, переполнившей чашу", после него отношение к наркотикам в Голливуде сильно ухудшилось. И киношная атмосфера потеряла огромную часть своей легкости и беззаботности. Возможно, следующим знаковым событием, изменившим атмосферу в Фабрике грез стали обвинения против Вайнштейна.

Тарантино снял самый мейнстримовский из своих фильмов, посвященный главным образом отношениям двух людей - "творческого" Рика Далтона и надежного как скала Клиффа Бута. Как и всегда в картине яркие образы и великолепные актерские работы. Мастерством Ди Каприо и Бреда Питта можно только восхищаться.

8/10
Tags: кино
Subscribe

  • 52

    И снова планета сделала круг вокруг Солнца. И я вместе с ней.

  • Про 1984

    Кто тут говорил (спойлер - все) про 1984 в США? Вот вам цитата из Пелевина (там проходной персонаж одновременно и трампист, и левый активист, если…

  • Никогда такого не было и вот опять...

    Взрослею на глазах у изумленной публики

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

  • 52

    И снова планета сделала круг вокруг Солнца. И я вместе с ней.

  • Про 1984

    Кто тут говорил (спойлер - все) про 1984 в США? Вот вам цитата из Пелевина (там проходной персонаж одновременно и трампист, и левый активист, если…

  • Никогда такого не было и вот опять...

    Взрослею на глазах у изумленной публики