Кабинет доктора Бёрнса (jacob_burns) wrote,
Кабинет доктора Бёрнса
jacob_burns

Category:

Текст (2019)

Режиссер: Клим Шипенко
Автор сценария: Дмитрий Глуховский (по одноименному роману)
В ролях: Александр Петров, Иван Янковский, Кристина Асмус

О сюжете рассказывать очень трудно, потому что там очень рано начинаются события, которые не хочется спойлерить. Но совсем вкратце - Илья, главный герой, оказывается в ситуации, когда вообще не за что зацепиться в жизни. К нему попадает чужой айфон, и герой начинает проживать судьбу хозяина гаджета, просто отвечая на чужие смски и сообщения в whatsapp. Но это не перелицовка "Мистера Рипли" или "Пассажира" Антониони (он же "профессия - репортер), хотя общие черты несомненно есть. Илья становится виртуальным двойником того человека.

Разные анонсы называют фильм триллером, пишут какую-то чушь про страшную месть с помощью волшебных буковок. Ничего подобного, конечно, не происходит. Слово "Текст" в названии обозначает программу, которая переводит в текстовую форму сообщение, наговоренное вслух. Как по мне - архитектурное излишество, потому что нет никакой разницы как набрано сообщение - пальцами или голосом. Смысл же вполне пелевинский, подробно расписанный им еще в "Шлеме ужаса": мы анонимны и невидимы за буковками на экране. И что за демон пишет вам сообщения, мы понять не в состоянии. Опять же, демон - оборот речи, в фильме нет ни капли фантастики, только драма маленького человека, неспособного найти собственный смысл существования, а потому мимикрирующий под кого-то другого, и даже и неважно, друга, врага или случайного прохожего.

И мы можем восхититься или ужаснуться тому, какое гигантское место сеть и гаджеты занимают в нашей жизни. Глуховский своим текстом передает привет британскому "Черному зеркалу", высказываясь на очень близкую тему. На какое-то время айфон способен заменить хозяина. Пока еще этот подлог шит белыми нитками, но то ли еще будет.

Вторая тема, отчетливо звучащая в фильме - инфантильность. С этой точки зрения выбор Петрова на главную роль не слишком оправдан. И я не говорю о том, что Петров надоел. В конце концов, что ж ему теперь не сниматься, что ли? Но Илья - мальчик, студент, не слишком умный и абсолютно безответственный. Он патологически не способен взять ответственность за что-либо в своей жизни (тем нелепее его попытки наладить жизнь чужую, хотя разруливать чьи-то проблемы безусловно легче, спрятавшись за экраном айфона, нежели глядя жизни в глаза. Инфантилен его детский бунт "не пойду учить уроки, готовиться к пересдаче заваленного экзамена, пойду в клуб", но оказавшись после определенных передряг (а и в них все за него решали) на развалинах собственной жизни, он не то, что не способен начать что-то создавать, как-то расчищать эти обломки, он даже не пытается. Чего стоят похороны собственной матери, которыми он и не собирается заниматься. Это, очевидно, поведение молокососа, а не взрослого мужчины, каким выглядит в кадре Александр Петров.

Петр Хазин, антагонист, в этом плане - брат-близнец Ильи. Это такой же инфант, разрушающий все, к чему прикоснется, и это не только судьба Ильи, случайно подвернувшегося ему под горячую руку, но и его любимые женщины страдают точно так же. Иван Янковский, кажется, родился для роли мажора, плывущего по течению, благо условия ему созданы папочкой-генералом ну очень теплые. Нет в фильме ни одного кадра с участием Петра, в котором этот человек не вызывал бы жгучей неприязни. Беда в том, что Петр и Илья одинаково неспособны справляться со всей этой сложной жизнью.

Есть множество историй, в которых герой теряет свою прекрасную жизнь по вине какого-то злодея, и взамен присваивает чужую. Но здесь не тот случай, прекрасной жизни у Ильи не было, им правит не только злость, но и зависть. Почему этот недостойный имеет все, а я, такой хороший, несправедливо обиженный, ничего?

Полем битвы между Ильей и Петром (хотя Петр в этой битве участия не принимает, все свои он сделал заранее и проиграл) служит подруга Петра Нина. Асмус не впервой играть девушку, которой пренебрегает любимый человек. И с этой ролью она справляется отлично. Фальшь, как мне кажется, звучит только в самом конце, в сцене после титров, но это уже претензия к режиссеру и сценаристу.

Фильм "Текст" смотрится гораздо лучше, чем большинство бессмысленных поделок российского кинематографа (в том числе и с участием тех же артистов). Но имейте в виду, что фильм тяжелый и абсолютно безрадостный.

7/10
Tags: кино
Subscribe

  • 52

    И снова планета сделала круг вокруг Солнца. И я вместе с ней.

  • Про 1984

    Кто тут говорил (спойлер - все) про 1984 в США? Вот вам цитата из Пелевина (там проходной персонаж одновременно и трампист, и левый активист, если…

  • Никогда такого не было и вот опять...

    Взрослею на глазах у изумленной публики

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments