Кабинет доктора Бёрнса (jacob_burns) wrote,
Кабинет доктора Бёрнса
jacob_burns

Categories:

Менталист / Mentalist (2008–2015)

(СПОЙЛЕРЫ НЕИЗБЕЖНЫ)

Пересмотрел Менталиста со вполне конкретной целью - понять, насколько версия про то, что Кровавый Джон и есть Патрик Джейн соответствует показанному на экране. С первого просмотра мой взгляд на сериал существенно не изменился. Как выяснилось, я уже рассматривал такую теорию и сравнивал Менталиста с "Сердцем ангела".

Прежде всего я горько сожалею, что нам не показали горизонтальный сериал про Патрика Джейна и Красного Джона. Эта история не просто сама по себе интереснее почти всей текучки команды Лисбон. Посвященные ей эпизоды сняты явно с большей самоотдачей, там интереснее герои, более напряженный сюжет, известнее актеры. Есть конечно же исключения.

Возможно, стоило сильнее смешивать вертикальные и горизонтальную линии, потому что по одной серии, посвященной Красному Джону, в начале и конце каждого сезона ужасающе недостаточно, чтобы раскрыть тему. С четвертого сезона создатели взялись за ум, но этого не хватило. Еще одна существенная проблема формата - мы не видим никаких следственных мероприятий по розыску Красного Джона. КБР реагирует исключительно на совершенные им преступления, не предпринимая самостоятельных шагов. И конечно проигрывает, отставая от маньяка на несколько шагов. Ситуация меняется к пятому сезону. Джейн наконец-то рождает план в стиле своих привычных провокаций, но в большем масштабе. План отчасти срабатывает, нам же он дарит яркого женского персонажа - Лорелею Мартинез в роскошном исполнении Эммануэль Шрики. Я искренне горюю, что на главную женскую роль в "Черный список" выбрали не ее.

Вертикальные сюжеты "Менталиста" кажутся более слабыми (вы можете со мной не соглашаться, к тому же сериал явно позиционируется как легкий детектив, не требующий огромного интеллектуального или эмоционального напряжения от зрителя, который смотрит его после тяжелого трудового дня, недаром на торренте он лежит в одном разделе с Каслом) по одной простой причине - не хватает времени на проработку персонажей. Мы не успеваем познакомиться с этими людьми. Любой из героев может оказаться убийцей, и создается впечатление, что Патрик наугад выбирает жертву, после грамотно обосновывая, почему именно этот человек - злодей. К тому же ход его мыслей не меняется, я довольно скоро начал угадывать, кто и как проштрафился. Мотивы уж больно примитивны, всегда либо любовь/ревность, либо деньги. ну правда, нет ни одного случая, когда все в итоге не свелось к первому или второму, или к миксу из обоих. Да и провокации Джейна становятся предсказуемыми, когда мы привыкаем к ходу его мыслей.

Есть тем не менее повод наблюдать за вертикальной составляющей. И это - Патрик Джейн. Если относиться к нему не как к приятному, но взбалмошному человеку, а как к волку в овечьей шкуре, все становится на свои места.

Давайте проанализируем, что происходит в сериале, кто такой Патрик Джейн, как он влияет на других людей. И кто такой Красный Джон, очевидное альтер-эго Джейна, его темная сторона.

Вскоре после трагической смерти семьи Джейн устраивается на работу в КБР - вымышленную организацию, нечто вроде отдела тяжких преступлений, по статусу - между полицией и ФБР. Его первому делу посвящена отдельная серия-флешбек, которая на многое раскрывает глаза.

КБР нам представлен как крайне неэффективный аппарат. Мы уже поняли за несколько сезонов, что без Джейна они мало на что способны (вообще ни на что, не будем кривить душой). Тереза Лисбон поставлена во главу отдела по гендерной квоте, на это и раньше были намеки, во флешбеке об этом говорится прямо. Она явно не тянет эту роль, подчиненные в целом тоже звезд с неба не хватают. Я все гадал, как Джейн умудрился убедить КБР взять его на службу, но нет - именно Лисбон схватилась за него как за соломинку, стоило ему чуть-чуть распушить перед ней перья.

Мы сходу убеждаемся, что Патрик - сильнейший манипулятор. Он очень быстро подчиняет себе весь отдел. Также и все руководители КБР (а они меняются раз в сезон) начинают есть у него с рук. Исключение составил Гэйл Бертрам, уже завербованный Джоном. Но и он в текущих расследованиях идет у Джейна на поводу, а в серьезных вопросах Патрик его элементарно подкупает, быстро раскусив как коррумпированного политика. Остальные боссы были нормальными копами, преданными своему делу.

Трети первого сезона хватило, чтобы Патрик утвердился как настоящий руководитель отдела Лисбон. С его статусом не спорили ни сотрудники, ни начальство. Тереза иногда пыталась командовать, но Патрику настолько было на это наплевать, и он настолько был ей нужен, что никто не воспринимал демарши Терезы всерьез, включая ее саму. Выглядело это как теплые-ламповые семейные сцены.
В конце сериала Джейн так же легко подчинил себе и подразделение ФБР в Остине. Против лома нет приема.
Интересна разница в методологии КБР/ФБР и Патрика. Копы действуют методично, строго по инструкции, и совершенно не видят за деревьями леса. Джейн, во-первых, игнорирует само понятия «добра/зла» и «справедливости» (о таких пустяках как вежливость или сострадание я уже молчу). Он решает головоломки и соревнуется с местными умниками в остроте интеллекта.
Смотреть вертикальную часть сериала интересно именно с этой точки зрения. Патрик Джейн – иллюстрация поговорки «Мы сделаем добро из зла, потому что больше его сделать не из чего». Патрик Джейн – зло, которое творит добро. Альтернативы ему «на светлой стороне» нет, потому что сторона эта и беспомощна, и отравлена. Коррупция проникла абсолютно во все структуры правоохранительных органов, включая руководство. Так что мир «Менталиста» делится на чудище «свое», чудище враждебное, мелких пакостников (все злодеи вертикальных серий) и мебель, куда относятся сотрудники КБР, не вошедшие в третью категорию.
Такой подход дает нам странное, но сильное удовольствие – видеть в Джейне тень Красного Джона. И каждый раз, когда кто-то бросает Патрику вызов, все равно, тетка ли это, убившая своего мужа, городское и полицейское начальство, мелкие и крупные жулики, финансовые воротилы, кто угодно, я изумлялся их опрометчивости – по сути они бросали вызов Красному Джону. И пару раз, когда Патрик все же не справлялся сам, Красный Джон приходил и карал безумцев.
Прежде чем обсудить маньяка, мне хочется поговорить о личной жизни Джейна, а она весьма специфическая, ну так и Патрик – человек не простой, мягко говоря. Не знаю, как складывались отношения Джейна с его семьей до трагедии, думаю, что как нормальный жулик он манипулировал женой и в известной степени пренебрегал ею. Нам не показали этот этап его жизни. «Официальной» пассией ему назначили Терезу Лисбон, но какой-либо химии между ними не чувствуется, хотя иногда она начинает его довольно убедительно ревновать. (кстати эта холодность двух главных героев роднит «Менталиста» с «Каслом», и похоже это беда среднего американского сериала, вспомним «Детективное Агентство Лунный свет», где они даже и не стали любовную линию между героями разворачивать). Но женщины, которые заметно возбуждают Патрика, имеются. Сам-то он явно может заполучить любую женщину в кадре, просто не хочет.
Кстати, была пара забавных серий на эту тему. Во-первых, про пари с Ригсби, где он обязуется влюбить в себя безутешную вдову, и якобы проигрывает, на самом же деле дамочка была «готова», именно Патрик ею пренебрег. Во-вторых, серия про бабника, соблазняющего женщин по два-три раза на дню, впечатлив наивного Уэйна. Смешно наблюдать, как этот провинциальный Казанова надувает щеки перед Джейном, как мы поняли – перед альтер эго Красного Джона, власть которого над женщинами была настолько велика, что они умирали и убивали во имя него. Джейн такую власть демонстрирует, хотя в его случае она не столь зловеще проявляется.
Эрогенная зона Патрика Джейна – мозг. Его волнуют женщины, способные втянуть его в интересную игру. За весь проект их было трое. Первая - медиум Кристина Фрай. Его бесила ее вера в сверхъестественное, потому его к ней и тянуло.
Вторая – мошенница и убийца Эрика Флинн, которая умудрялась играть с Джейном почти на равных, вот где уж искрило, всю Калифорнию осветить можно.
Ну и роковая пассия Джейна, конечно же, - Лорелея Мартинез. Там уже не искры, пламя возгорелось. Он мог врать Лисбон, что Лорелея для него - только ниточка к Джону. На самом деле он принял сложнейший вызов – спасти женщину, которой Красный Джон промыл мозг. Патрик преуспел в этом, но счастья ему такая победа не принесла. Значит ли это, что Патрик не ковал из Лорелеи оружие против Джона? Ковал, конечно же. И это еще один повод не забывать, что Патрик Джейн – чудовище, зло на стороне добра.
История с Лорелеей – ключевой поворот в структуре сериала. Патрик Джейн прекращает пассивно ждать ходов от Джона и претворяет в жизнь сложный план внедрения в организацию Джона. План частично проваливается из-за нашей любимой коррупции в ФБР (как раньше провалился план ловли Красного Джона на живца - опальную Хайтауэр), но только частично. Джейн, и мы вместе с ним, узнает о Красном Джоне очень многое. В первую очередь (это важно не столько для сюжета, который после смерти Лорелеи можно считать высосанным из пальца, сколько для зрителя, которому интересна механика происходящего) мы понимаем, как Красный Джон подчиняет себе людей. Мы узнаем (на самом деле это песня, сколько времени девушка находилась под арестом, но попытки что-то о ней узнать предпринимаются только в форс-мажорной ситуации, когда Патрик организует ее побег и инсценирует свое похищение, просто диву даешься пассивности правоохранительных органов и самого Джейна, который должен был узнать про свою «пассию» чуть ли не в тот же вечер, как она к нему в баре подсела), что Джон убивает сестру Лорелеи, а потом сам же оказывает ей моральную поддержку, манипулируя ее горем. Скорее всего это его обычная практика, сначала создать этот вакуум в душе жертвы. А потом заполнить его своей гигантской фигурой, апеллируя к темной стороне, призывая выпустить ее на свободу.
Каких сообщников Красного Джона мы видим «в кадре» и каких жертв психологического воздействия (я не говорю сейчас об убийствах). Это два сообщника, также оказавшихся маньяками: шериф из первого сезона и некто, выдававший себя за Красного Джона, его убил Патрик. Есть еще «подающие надежды кинематографисты», похитившие Патрика, их убил сам Джон, потому что на тот момент Джейн был фигурой неприкасаемой (тогда Патрик еще считался главным подозреваемым, логично, что Джон берег его/свое тело). Мы можем сделать вывод, что организация Красного Джона во многом состоит из «братьев по разуму».
Есть и другая категория сподвижников – женщины, сведенные с ума Красным Джоном. Прежде всего, это агент, перебившая весь свой отдел. История, кстати, интересная. Резня в КБР понадобилась, чтобы дело Красного Джона вернули Патрику Джейну. Подается это так, будто Джону интереснее играть с Патриком, во что можно поверить, учитывая незаурядные способности Джейна. Но факты говорят о другом. Даже с помощью Джейна группа Лисбон ни на шаг не сдвинулась с мертвой точки в расследовании, более того, она и не двигалась, тратя время на всякую бытовуху. Конечно же подобная «импотенция» устраивает Красного Джона целиком и полностью. И эта беда формата вертикального сериала, которому весь этот Красный Джон нужен как собаке пятая нога, только отвлекает от той самой бытовухи. Ну и перчику добавляет в ситуацию.
Итак, безумная тетка, убившая собратьев. Обманутая Лорелея (которая нашла в себе силы восстать, увы, с печальным итогом). Вспомним также Кристину, которую Джон убедил в том, что она мертва, не убивая физически. Были и другие случаи, но они не так ярки. Особняком в ряду «женщин Кровавого Джона» стоит слепая девушка Розалинда. По всей видимости, с ней Джон на самом деле отдыхал душой. Он не причинил ей никакого вреда, и даже под конец только напугал, не тронув и пальцем. Все равно их отношения окончились психической травмой для Розалинды.
Неизбежный вывод из увиденного: Красный Джон – мастер промывки мозгов, и организация, которую он создает, - секта по всем признакам. Поэтому главным подозреваемым мог бы стать Брет Стайлз, создатель секты и мастер манипуляции экстра-класса. По сути только два человека «в кадре» проявили способности к психологическим воздействиям – Стайлз и сам Джейн. Стайлз отпадает именно в силу этой очевидности. Джейн же на протяжении трех сезонов остается на подозрении. Сомнения вызывал только фактор времени, когда бы он успел совмещать работу в КБР и довольно активную деятельность в качестве главы секты. Это же хлопотно - убивать и сводить с ума людей, вербовать сподвижников.
Лорелея окончательно вычеркивает Джейна из списка. Сперва она норовит отрезать Патрику палец (вряд ли Джон позволил бы так надругаться над собственным телом), а после побега и вовсе срывается с места, чтобы убить Джона, трогательно попрощавшись с Джейном. Зачем куда-то бежать, когда рядом Джон во плоти, практически в ее объятиях, хотя и не помнит себя?
К пятому сезону становится ясно, что далее вяло тянуть сквозную линию уже неприлично. Малое количество серий, прямо ей посвященных, сыграло злую шутку: подозреваемых на роль Красного Джона с подходящим масштабом личности и способностями к промыванию мозгов не появилось, кроме самого Джейна. Возможно, подвело обаяние Саймона Бейкера, как такого красавчика сделать чудовищем? Зрители не поймут! Пришлось его вычеркнуть. Вторым мог стать Стайлз, но он слишком очевиден с одной стороны, и слишком занят делами своей секты, чтобы параллельно еще маньячить, с другой. Короче, делать Стайлза Красным Джоном было бы глупо.
Ясно, что к развязке должно было прийти несколько фаворитов более или менее схожего «калибра». И это должны быть персонажи, прожившие с нами сериал с начала, или хотя бы значительную его часть. Можно было бы свести этот список к команде Лисбон, но никто из них явно не тянул на суперзлодея. Каждый новый начальник КБР также подавался как подозреваемый, но сработал только один – Бертрам. Если бы работа над личностью Красного Джона не была такой слабой, мы бы получили по одному претенденту от группы Лисбон (это мог быть Чо, но не случилось), Ларош из внутренних расследований, Бертрам из высшего руководства, кто-то из окружения Стайлза (как человек, владеющий психотехниками). К пятому сезону из этого списка оставался только Бертрам, а он по ряду показателей не был убедительным кандидатом.
В такой провальной ситуации напрашивалось единственное решение, которое в какой-то степени и было отработано – заменить одну сверхличность, которую не смогли подготовить, сообществом маньяков, благо какие-то предпосылки для этого были созданы. Это уже путь ущербный, но возможный.
И тут создатели совершают серьезную концептуальную ошибку. Они напрочь забывают про психологическую обработку жертв и предъявляют нам организацию внутри правоохранительных органов. А это очень слабо согласуется с первоначальным посылом. Организация эта может ставить своей целью обогащение и власть как средство обогащения. Возможно, идея была заимствована из нолановского «Подозреваемого», где подобная структура была важной составляющей сюжета.

Ясно, что деятельность ДЖона никак не вписывалась в такую концепцию (серийные убийства очевидно мешали бизнесу), а промывка мозгов уж точно оставалась за бортом. Ну кто из предложенных солдафонов мог убедить Кристину, что она мертва? Федеральный агент Смит? Не смешите меня! Рей Хафнер? Темная лошадка. Я так понимаю, что его переход в секту должен был как-то обосновать именно психологическую сторону деятельности Красного Джона (вспомним, что какой-либо помощник Стайлза напрашивался на эту роль), но это был бы настолько неубедительный ход, то его даже не попытались развивать. Чуть больше шансов было у шефа КБР Бертрама, но его слили в угоду сюжетному твисту ради твиста. Да он и не годился, коррумпированный коп и продажный политик, Бертрам явно жил другими ценностями, нежели маньяк Красный Джон.
В итоге создатели выбрали худшую из возможностей: они создали персонажа специально, чтобы назначить его маньяком. Ничего более беспомощного я себе представить не могу. Конечно же абсолютно нераскрытый образ, этакий черт из машины, мог обладать абсолютно любыми способностями, создавать преступные империи, сводить с ума женщин, почему нет? Если мы ничего про человека не знаем, мы можем предположить что угодно.

Забавно, если бы Лорелея не отрезала возможности обвинить Патрика, нам бы линия с шерифом МакАлистером подарила интересный ход: Джейн убивает этого никчемного человека, свято веря, что он – Красный Джон. Таким образом, вторая личность Джейна – Джон - благополучно исчезает. В первый раз фокус не прошел, потому что Джейн уверен не был, а вот здесь все сошлось в его голове. И вроде как Джейн действительно убивает своего врага, но не так прямолинейно.

Однако это остается моей фантазией, а шериф МакАлистер – единственной бестолковой реальностью, созданной в сериале.
После этого начинается эпилог, растянувшийся на полтора сезона. Довольно приятная серия про отпуск Джейна на море. Ясно, что Джейну там хорошо, но смертельно скучно. Была несработавшая попытка создать вокруг Джейна любовный треугольник, который рассыпался только из-за того, что агент Лисбон мало чем отличается от агента Фишер. Зато нам подарили послесловия с таким яркими персонажами как Эрика Флинн и Ричард Айбах, а заодно показали, как легко Джейн может подмять под себя ФБР, но мы это и так знаем. Ну и брак Патрика с Терезой, и на том спасибо.
Tags: тв
Subscribe

  • Скайрим в 2020

    TESV Skyrim - очень старая игра с совсем уж древними корнями. Первая версия вышла в 2011 году, обросла тремя сюжетными дополнениями - Dawnguard,…

  • Итоги года 2020 / игры

    Тут все скучно. Весь год играюсь в ФОЛЛАУТ 76. Не понимаю потока хейта на игру, в 2020 это очень достойный продукт, и все нововведения оказались в…

  • Скайрим / The Elder Scrolls V: Skyrim

    Приобщился, наконец, благо в стиме случилась распродажа на Special Edition. (да. я как-то без энтузиазма последнее время игры скачиваю у пиратов).…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments