?

Log in

No account? Create an account
Робохопкинс

jacob_burns


Кабинет доктора Бёрнса


Previous Entry Share Next Entry
Эрл Стэнли Гарднер и Перри Мейсон
Доктор Шафтхаузен
jacob_burns
В рамках барсумской рулетки появилось интересное ответвление - хардкор.

В прошлый раз за него отвечал Стивен Кинг, теперь же настала очередь Гарднера и его самого знаменитого героя - адвоката Перри Мейсона.

Я прочитал, точнее перечитал (про Мейсона я в свое время прчоел практически все) пару повестей - "Адвокат Перри Мейсон" (другое название - " Дело о девушке с обложки") и "Дело о заикающемся епископе". И должен вам сказать, что это было бальзамом для истерзаной души после кошмара, что достался мне в основном туре рулетки.

Почти бессмысленно писать о каждом приключении Мейсона отдельно, поскольку все повести похожи друг на друга до безумия. Сюжетная схема большинства из них довольно проста - Очень Неприятный Но Влиятельный Тип (НТ) создает Огромные Проблемы Приличному Молодому Человеку (или не очень молодому, или и вовсе Симпатичной девушке, Симпатичной тетке и так далее). Приличный (ПЧ) либо напрямую обращается к Мейсону, либо удачно подворачивается ему под руку, и Мейсон одним движением гениальной брови решает эту Огромную Проблему юридическими методами, обычно просто поговорив с Неприятным Типом.

Следующей же ночью (обязательно) происходят две вещи. Во-первых, НТ убивают. Во-вторых,ПЧ, который, конечно же, не верит в способности Мейсона, совершает массу глупостей и становится главным подозреваемым.

Дальше начинается шоу "Перри Мейсон в суде", ради которого и стоит все читать.

"Адвокат Перри Мейсон" вполне оправдывает свое название, в том смысле, что может считаться канонической книгой о Мейсоне.

Сюжетный шаблон соблюден отчасти: Анслей - застройщик, у которого коррумпированный политик (наш НТ) вымогает взятку, подсылая враждебныо настроенных инспекторов. Анслей решает свою проблему без участия Мейсона - просто дав эту взятку, но стоит ему выйти за порог дома НТ, как того убивают. И все это на фоне аварии, девушек на траве с задранными юбками и прочих радостей.

Анслей подвозит пострадавшую девицу домой, а потом случайно встречает Мейсона в ресторане, где тот обедает с помощницей Деллой Стрит, умудряется заинтересовать адвоката. Тот быстро выясняет, что девушка подложная, что их было вообще две в той аварии, находит одну из них.

Мейсон превзошел самого себя - он сначала выгораживает в суде ПЧ, бросив подозрение на одну из девушек, а потом взялся защищать ее и, конечно же, спас.

Забавная особенность именно этой повести - существует отчественная постсоветская экранизация (точнее Литовской киностудии) "Все против одного", где Мейсона играет, вы не поверите, Будрайтис. Там сюжет развит до абсурда - череда обвиняемых, которых защищает Мейсон, растет, перебираются и оправдываются все участники процесса. в фильме вдет не лейтенант Трэгг, к которому Мейсон относится с уважением, а другой персонаж цикла - сержант Холкомб. ("Кто ведет дело? - Сержант Холкомб. - Это шанс для убийцы") Сержает и оказывается убийцей, а заодно и тайным наследником убитого. Ну вольно ж литовцам развлекаться.

Детективы про Перри Мейсона, хотя и написаны в эпоху расцвета нуара, к этому жанру не относятся - абсолютно другие концептуальные установки. Прежде всего, сам Мейсон вовзе не является ни лузером ни аутсайдером. Он, и это абсолютно не "модное" для тех времен решение, весьма преуспевающий адвокат. В текстах даются не слишком выпячиваемые намеки на его социальное положение. В частности, он не просиживает штаны в тухловатом офисе, состоящем из одной комнаты размером с гроб. У него в распоряжении целая контора с весьма внушительным штатом - упоминаются не только секретарша Делла Стрит,  которая по идее может прилагаться к детективу из нуара, но и телефонистка Герти, а также всякие помощники, младшие адвокаты и прочая. А также детективное агентство Пола Дрейка, командующего армией оперативников и наружников.Скорее всего, Дрейк также находится на вершине рейтинга детективов ЛА с соотвтествующими доходами. Итак, главное табу нарушено - Главный герой если не богат, то уж точно обеспечен и умудряется извлекать выгоду изо всех дел, а не пинки и несчастья. Другое дело, что Мейсон умен и принципиален. Он не продается с потрохами толстосуму, способному заплатить ему кругленькую сумму. Его путь горздо адекватнее - он берет за свои услуги не гонорар как таковой, а высочайшую репутацию лучшего специалиста, и уже это приносит ему деньги. Впрочем, и это еще одно отступление от канона нуара - обычно находится тот, кто ему платит, когда дело закрыто.

Вторая особенность - личная жизнь Мейсона, точнее полное ее отсутствие. Никаких намеков на то, что у этого человека бывает секс. Странный платонический роман с Деллой Стрит способен довести до истерики постоянных читателей, тщетно ожидающих хоть какой-то романтики. Даже Холмс, которого Мейсон изрядно напоминает любовью к сложным задачам для ума, один раз влюбился. Даже Хаус, уверенный, как и Мейсон, что все лгут (и тоже любивший нарягать серое вещество) был женат, да и после влюблялся и втсречался с женщинами, да и проституток не чурался.

Она из девушек этой повести оказывается фотомоделью. Мейсон нанимает ее для фотосъемки, чтобы не только допросить, но и (внимание!) запечатлеть ее синяки. И потом предявить эти снимки в суде, рассказывая по синякам как по карте, что произошло тем вечером - вот она вывалилась из машины, вот ее тащили по траве...

Герой Будрайтиса, кстати, таки поснимал голую красотку для своего удовольствия, благо деньги уплачены. Но он и вовсе гораздо "человечнее" оригинала - его не только не возводят в ранг бога адвокатов, ему даже морду бьют чуть ли не в зале суда. Бьет, кстати, сержант Холкомб, коп, наследник и убийца.

"Дело об заикающемся епископе" несколько отличается от каконического Мейсона. Гарднер попытался очеловечить совго героя (впрочем, это одна из ранних вещей), Мейсон позволяет себе морализировать в разговоре с НТ и танцевать с Деллой Стрит. И в суде Мейсон не так прекрасен, как обычно - он придирается к букве закона, чтобы получить отсрочку, и даже преданная Делла его мягко попрекает - ты мол никогда не защищал виновных, куда ж ты катишься? Дело выигрыватся не в суде. Он практически шантажом и обманом засталяет преступницу явиться с повинной к прокурору. Честно скажу, канонические повести мне нравятся больше.

Мейсон - не единственный персонаж Гарднера. Он описывает с разных точек зрения всю правоохранительную систему. Есть еще по крайней мере два цикла. Один из них - "Свеча для прокурора" - цикл об областном прокуроре Дуге Сэлби. Правильный как плакат Дуг мне показался абсолютно картонным персонажем. А вот сериал "Дональд Лэм и Берта Кул" понравился мне гораздо больше. Это уже классический нуар. Недомерок Лэм, выгнанный из юридичской школы за слишком острый язык, устраивается детективом в агентсво Берты Кул. Толстая жадная не слишком умная бабища ненавидит и презирает весь мир, кроме тощего язвительного Дональда. И вот, парнеь, для которого двадцать баксов - состояние, которого лупят и бандиты и копы и случайные прохожие, расследует сложнейшие дела, сажает своих обидчиков, клеится ко всем красивым бабам в кадре (точнее, они к нему), и раскрывает, раскрывает, раскрывает!
Мой любимый герой.


  • 1
Отличный отзыв!

Спасибо, я старался!

  • 1