Кабинет доктора Бёрнса (jacob_burns) wrote,
Кабинет доктора Бёрнса
jacob_burns

Categories:

Книга мастеров

Режиссер, сценарист и продюсер: Вадим Соколовский.
В ролях: Максим Локтионов, Мария Андреева, Ирина Апексимова, Лия Ахеджакова, Артур Смольянинов, Леонид Куравлев, Александр Леньков, Валентин Гафт, Гоша Куценко, Михаил Ефремов, Николай Ефремов, Ольга Ергина, Екатерина Вилкова, Ольга Аросева.


Злая Баба-Яга (Ахеджакова) с дочуркой собирала цветочки а лугу. Девочка нашла чудо-камень необыкновенной красоты и превратилась в злую Каменную Княжну, почему-то заточенную в каменной башне. За тысячу лет Княжна (Апексимова) повзрослела, похорошела и научилась неплохо колдоват не выходя из башни, а Баба-Яга и вовсе не изменилась - варит добрых молодцев и красных девиц в супе и воспитывает внучку-Катеньку - дочь Княжны.

Княжна тем временем ищет то ли по всему белому свету, то ли по Руси-Матушке каменных дел Мастера (непременно с большой буквы "М"), чтобы оживил своим умением тот самый чудо-камень, вырезав из его что-нибудь ну очень красивое. Но мастера все хиленькие оказывались, не справлялись с высоким доверием, за что и отправлялись в расход.

Княжне служит целое войско каменных големов, по виду – чистых орков, под предводительством воина Янгула, не голема, но с каменным сердцем. Хотя не с таким уж и каменным, потому что воин влюблен в Катеньку и время от времени досаждает им с бабушкой сватовством.

А тем временем в деревне неподалеку - по ту сторону Бескрайнего Леса – в имении Барина (Куравлев) живет, не тужит камнерез Ваня (не дурак, как он сам полагает), учится мастерству и вяло задирает барина, его дочь (Ергина) и старшину камнерезов (Леньков).

В один прекрасный (ну для кого как) день он дозадирался до того, что его совсем уж собрались публично высечь розгами, но в село ворвались орки-големы, схватили дочь барина, а когда Ваня попытался вступиться (других защитников не нашлось - по углам попрятались), то и его прихватили за компанию.

Прихвтили бедолаг не просто так - для потехи или для каких нужд княжны, а на обед Бабе-яге - так женишок-Янгул выказывал будущим родственникам свое расположение. Потому, видать и выбрали девушку - чистый порось, что на лицо, что на фигуру. Дочка оказалась горазда только реветь, да грозиться, что папа-барин приедет и всех выпорет, включая каменных всадников. Ваня же не только подругу по несчастью освободил но и сам, мимоходом, завел роман с Катенькой.

Та ему на память подарила Книгу Мастеров - если Ваня ее прочитает от корки до корки и что-нибудь в прочитанном поймет, то станет Мастеров из мастеров. Теперь Ваня читает книгу и режет из камней лягушек, барская дочка мечтает выйти замуж за героя Ваню, а Каменная княжна не без помощи волшебного зеркала (Гафт) ищет очередного Великого Мастера и мечтает о свободе и мировом господстве. Катенька же строит козью морду Янгулу и вздыхает по ночам о Ване. Янгул переживает - словом все при деле, и очень скоро - через годик, не больше - все как завертится...

Итак - киносказка в русских традициях, снятая Диснеем в России. В глубине души надеялся, что наши напрягутся и хотя бы на диснеевские денежки снимут что-нибудь интересное и красочное. Что же получилось? Да то, чего и следовало ожидать.

Сценарий в лучших современных русских традициях - то есть абсолютно никакой, "под голливудский блокбастер". Куча завязанных линий, толпы второстепенных персонажей, по сути никакой роли в повествовании не играющих. И конечно же описывать все происходящее закадровым голосом (причем понять хоть что-либо в "сказочной" составляющей без этих комментариев невозможно) - это драматическая беспомощность. Даже в голливудских блокбастерах такого себе не позволяют.

Ни один из героев, за исключением Княжны и Барина, по сути никак на происходящее не влияет. Даже главный герой Иван-дурак, который себя дураком ессно не считает, по сути не тащит на себе сюжет, а за сюжетом тащится. Не встречая на пути никакого сопротивления, кроме маниакального желания Барина заполучить парня в зятья. Вот Барин как раз рулит событиями, посылая силы зла (амбалов-приказчиков) за ваниной головой, рукой и сердцем, желательно в комплекте. Правда, волею сценариста, посылает их только в политически правильные моменты - то он год ждал, то каждые пять минут приказчики за Ваней бегают, по лбу дают и в терем тащят. И уж в бегстве от венца Иван проявляет чудеса сноровки.

Стер сейчас добрую половину текста, потому как не хочу спойлерить. В общем герои, за исключением Барина (и только его) походят своей ролью в происходящем на героев компьютерного квеста - этот поделился информацией, этот дал артефакт, этот забрал один артефакт и дал другой и так по цепочке. И ни одному из героев сценарий не дает развернуться в полный рост. А использование таких актеров, как Михаил Ефремов или даже "любимый" всеми Куценко в крохотной абсолютно ничего не значащей роли, которую можно вычеркнуть абсолютно без ущерба для смысла, действия и даже хронометража - просто оскорбление, я считаю.

Особенно жалко в этом смысле Янгула. Роль у него роскошная, предводитель армии зла, воин с каменным сердцем, силой своей любви, любви несчастной, превращающийся в человека, причем играет его Смольянинов прекрасно, со сдержаной страстью и достоинством. Причем упомянуты его каменное сердце и то, что Княжна его то ли спасла, то ли пощадила, то есть у героя кроме всего прочего интересная предыстория. Но у Янгула всего две активные сцены на весь фильм. Где уж тут раскрыть образ.

Отдельная история - Каменная Княжна. Тут тоже не счесть потерянных возможностей для интересного человеческого сюжета. Один факт существования у этой замурованной на тысячу лет в башню олдуньи дочери уже невероятно интересен. Меня с самого начала занимало, кто же отец девочки, и я был уверен, что это сыграет свою роль в сюжете. Но авторы так стремились сделать из Княжны картонную злодейку, что все возможности перечеркнули в зародыше. А уж светлая мечта о првращении мира в камень с целью последующего им владения за гранью добра и зла. Особенно, когда эта мечта озвучивается голосом за кадром. А ведь можно было показать сильную женщину, мечтающую о свободе, любви, возмездии, очищении, ее любовь к дочери (впрочем эта история первой стала неактуальной) - мало ли в этом образе скрытых возможностей? И уж если из нее сделали просто злого гения, лишенного всего человеческого и просто создающего проблемы миру и героям, то надо было и закончить как полагается с символическими злодеями - колдунью в бочку, бочку в речку...

Сюжет абсолютно и полностью построен на роялях в кустах. Нужен герою меч - тут выясняется, что его друг - гениальный кузнец, за пять минут (я не шучу) выковавший мегамеч, за пять минут до того, как понадобилась живая вода, герою ее дарят, за двадцать минут до финала герой получает решающий артефакт, не буду спойлерить - какой, и так во всем. Удивлен, что о том, как Ваня раздобыл живую воду, нам не рассказали флешбеком над остывающим трупом...

Единственная хоть сколько-нибудь живая линия - барин-самодур и свадьба его дочери. Тут страсти кипят, мордовороты махают кулаками, староста пьет самогон, дочка капризничает, герой получает по морде, прячется, убегает - жизнь кипит.

Что в картине с кастингом? Тут все вполне ожидаемо. Старые кони, как им и положено, борозды не портят - играют талантливо, живо и по сути вытягивают фильм на себе. Барин-самодур в исполнении Куравлева, подлиза старшина камнерезов - Леньков, Баба-Яга - Ахеджакова, и даже среднее поколение в лице Ефремова и Куценко отрабатывают свои роли великолепно. С голосами чуть сложнее. Гармаш, озвучивший коня (тоже рояль в кустах - говорящий конь голема - откуда взялся, зачем?) очень хорош. Аросева читала авторский текст ну просто никак. Я зубами скрежетал, когда монолог Ахеджаковой с какой-то стати вдруг заменили на его же вольный пересказ из-за кадра. Но когда сама Аросева, появившись в конце "живьем" сыграла ярко и забавно, чего от нее и стоило ждать. Кстати, хорошая шутка.

Гафт в роли "еврейского зеркала" очень хорош. Понятно, что образ целиком и полностью украден из Шрека, но в фильме воровано все, стоящее внимания, а исполнение Гафта выше всяких похвал. К сожалению его роль также не доведена до логичного финала. Уж бросала его Княжна бросала, трескалось оно, трескалось. По любому к финалу его должны были разбить вдребезги (или склеить заботливыми катенькиными руками), но про него просто забыли и плюнули.

Апексимова играет роль вполне достоверно, да и то сказать - ее образ. Холодная властная стерва, тут бы еще Вележева прекрасно подошла, похожий имидж. Для главной злодейки, Княжна появляется в кадре непозволительно мало, уступив первенство Барину.

С молодежью все сложнее. Ергина играет барскую дочь более чем нормально - визжит, капризничает, морщит поросячий носик (положенный ей по роли) и по-девичьи мечтает о женихе-герое и просто о женихе. Кузьма (Николай Ефремов; кстати, никто не знает, он сын Михаила Ефремова?), друг Ивана, - нормальный добродушный сильный олух, этакий Сэм при Фродо, то есть был бы, если бы ему опять же дали развернуться. Катя - Мария Андреева - не то, чтобы блистает и не то, чтобы никакая, но есть ощущение, что играет вполсилы.

Локтинов-Ваня же страшно разочаровывает. С самого начала, когда он изображает из себя Джеки Чана (это не метафора, сцена в барской гостиной целиком построена на лекалах Чана) и далее, когда он передвигает себя по кадру. И видно же, что парень старается. Но не может. Может быть чувства юмора не хватает?

Как это снято? Очень неплохо. Спецэффекты для России очень красивы. Особенно сцена создания големов и вообще все колдовство Княжны. Опять же все до последнего кадра воровано. Но как правильно сказал Доктор Пилюлькин, весь фильм построен по принципу "Смотрите, мы также можем!" Можем Башню сварганить как у Сарумана, можем орков изобразить не хуже, можем зеркало как в Шреке... Даже конь говорящий, есть чем похвастаться. И в чем-чем, а в плане спецэффектов пусть. Это для нас дело новое, несвоенное. Но что касается сценария сказочных фильмов - тут ужу извините, у нас многолетняя история. Мы, в общем-то, не вчера пришли в кинематограф. Эйзенштейн во всем мире считается классиком кинематографа. Жаль. Будем начинать с чистого лица и есть с рук у Диснея, а советское кино, видимо, сожжем на костре, чтоб не отвлекало.

Резюмирую. Красочный фильм с приличными спецэффектами, множеством прекрасных актеров "старой школы" и совершенно провальным сценарием. Относительно неплохо смотрится примерно до оглашения планов Княжны на уничтожение мира, после этого начинается вялотекущий бред, местами красивый. Посмотреть фильм можно и даже нужно, один раз на большом экране. Я, несмотря ни на что, желаю "Книге мастеров" хороших кассовых сборов, потому что очень важно, чтобы кто-нибудь, пусть даже и Дисней, дает деньги на наше кино. Согласно все тому же принципу Старджона, чем больше у нас будет сниматься фильмов, тем выше вероятность появления шедевров. Да и опыт ведь нарабатывается. Школа создается, инфраструктура. Раз уж мы все умудрились потерять, будем создавать заново.
Tags: кино
Subscribe

  • Дать дуба в округе Юба / Breaking News in Yuba County (2021)

    Режиссер: Тейт Тейлор В ролях: Эллисон Дженни, Мила Кунис, Джимми Симпсон, Аквафина, Джульетт Льюис, Ванда Сайкс, Клифтон Коллинс мл., Эллен Баркин,…

  • Про "Комнату" и "План 9"

    История, как известно, повторяется. Все знают, что есть самый плохой фильм на свете - "План 9 из открытого космоса" Эда Вуда, и там как в Бруксовских…

  • Официант / Ober (2006)

    В рамках слоурулетки от коллеги iw_gdk Режиссер и автор сценария: Алекс ван Вармердам В главной роли: Алекс ван Вармердам История…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments