Кабинет доктора Бёрнса (jacob_burns) wrote,
Кабинет доктора Бёрнса
jacob_burns

Category:

Итоги 2013. Кино. Часть 3

Старое кино

В прошедшем году решил наверстать упущенное и посмотреть очевидную киноклассику, с которой «все начиналось». Кое-что что из этого я смотрел, но давно и уже помнил смутно, а что-то и вовсе упустил в своем развитии.

Метрополис (Metropolis) 1927. Режиссер: Фриц Ланг.
Классическая фантастика тех времен, когда немецкое кино шествовало впереди планеты всей. Начинается как типичная «левая» антиутопия – беспредельная власть корпораций, рабочие, опущенные на самый низ социальной лестницы, практически – смазка для машин. Дети плутократов развлекаются в райских сайдах, в то время как под ними в раскаленных цехах рабочие умирают от духоты и усталости. Мажор Фредер влюбляется в Марию, девушку «снизу», икону революционного движения пролетариата. Наивный влюбленный юноша спусается в «ад» и там «меняется местами» с несчастным работягой. Казалось бы такой старт, да еще в 27-м году диктует вполне очевидное развитие, однако ожидания оправдываются лишь частично – в дело вступает робот, копия мертвой возлюбленной и олигарха, и безумного изобретателя, а кончается и вовсе неожиданно – под слоганом «Посредником между головой и руками должно быть сердце» Фредер мирит своего отца и рабочих, доказывая, что все они нужны для производственного процесса и выживания человечества, и сам выступает в роли этого «сердца» - посредника между властью и пролетариатом.

Кстати, Ланга вы можете видеть живьем в роли себя самого в Годаровском «Презрении».

Кабинет доктора Калигари (Das Cabinet des Dr. Caligari) 1920. Режиссер: Роберт Вине.
Если «Метрополис» – высшая точка и финиш немецкого киноэкспрессионизма, то «Кабинет» - старт. И если «М.» - образчик социальной антиутопии, то «К.» - родоначальник психиатрического триллера. Начинается фильм с беседы в саду клиники, где один больной рассказывает другому страшную историю из своей жизни. Таинственный доктор Калигари привозит на ярмарку сомнамбулу – спящего человека, полностью во власти доктора. С этого момента в городе начинается череда смертей.
Фильм интересен двумя особенностями. Декорации группы художников-экспрессионистов Der Sturm превращают городской пейзаж в набор геометрических фигур, преимущественно треугольников. Картинка прекрасно подошла бы для экранизации Лавкрафта.
Второй «Бонус» - твист в финале картины, который с тех пор копируется всеми, кому не лень, - действие заканчивается в сумасшедшем доме, причем все персонажи истории там присутствуют либо в качестве пациентов, либо в качестве персонала. Калигари – главврач клиники.
Кстати, картину должен был снимать тот же Фриц Ланг, который в итоге занялся другим проектом, однако идея закольцевать сюжет, начав и закончив сумасшедшим домом, принадлежит ему.


Гражданин Кейн (Citizen Kane) 1941. Режиссер: Орсон Уэллс.
Чарльз Фостер Кейн начал с нуля и стал одним из самых богатых и влиятельных людей в Америке. Где-то по дороге, добиваясь денег, власти и женщин, он потерял душу, и только детское воспоминание, выразившееся в таинственном «розовом бутоне» напоминало ему о себе «живом». Высказанная странным, почти не художественным языком журналистского расследования, история берет прежде всего масштабом описываемой личности. Эта много раз признавалась лучшим фильмом всех времен и народов, но я видимо все же не дозрел до такого высокого уровня.

Мальтийский сокол (The Maltese Falcon) 1941. Режиссер: Джон Хьюстон
Знаменитая экранизация Хэммета. Слегка разочаровал при просмотре, но оставил очень приятное послевкусие, вспоминаю о нем сейчас, через месяц с большим удовольствием. Сокол прославил Хэмфри Богарта, уже за это ему огромное спасибо. Характерная особенность фильма – некрасивые женщины, что странно для голливудского бестселлера. Тем более той поры.

Стеклянный ключ (The Glass Key) 1942. Режиссер: Стюарт Хейслер
Еще одна экранизация Хэммета. На этот раз без Богарта, что очень и очень жаль. Честно говоря, и «ключ», и «сокол» показались мне слабее чендлеровского «Глубокого сна». Хотя тоже нуар, тоже «Один мужчина в шляпе убивает другого мужчину в шляпе» (с).

Касабланка (Casablanca) 1942. Режиссер: Майкл Кертис
Классический, даже эталонный нуар с прекрасными Хамфри Богартом и Ингрид Бергман в главных ролях. Образец художественной условности. Конечно же, никакой «универсальной визы», которую не могут отменить фашисты или пресмыкающиеся перед ними вишисты, не было и быть не могло. Кроме незабываемой грустной атмосферы фильм подарил несколько «нуаровских» фраз типа «может быть, это начало прекрасной дружбы» и «с нами останется Париж». Тем не менее мне кажется, что фильм сильно переоценен. По крайней мере, сейчас он смотрится весьма наивно.


Бульвар Сансет (Sunset Boulevard) 1950. Режиссер: Билли Уайлдер
Тоже нуар, но более поздний. По стилистике отличается и от классических детективов, и от Касабланки. Сценарист-неудачник Джо Гиллис спасается бегством от приставов, жаждущих отобрать его машину. Он заруливает в гараж, как ему показалось, брошенного дома. И влипает, как в паутину, в жизнь актрисы немого кино Нормы Десмонд.
Глория Свенсон играет женщину, замуровавшую себя в собственном прошлом, почти что саму себя. Например, Норма смотрит фильм со своим участием, на самом деле это «Королева Келли», в котором блистала Глория Свенсон. Можно было бы сказать «играет себя», если бы не то обстоятельство, что гениальный Билли Уайльдер вытащил эту великую актрису немого кино из ее персонального янтаря, вернув к жизни. После «бульвара» Глория много и успешно снималась на телевидении, занималась йогой и основала свой дом моды. Норма, ее героиня, такого шанса не получила. Слова, мысли и поступки этой женщины, сама атмосфера в ее богатом, набитом роскошной рухлядью, доме кажутся душными и липкими.
На контрасте отношения Джо с молодой девушкой, с которой они тайком пишут сценарий, похожи на глоток свежего воздуха, которого явно недостаточно, чтобы вытащить Гиллиса из омута. Норма губит и Джо, и своего первого мужа Макса, и себя.
Фильм гениален, смотрится и сейчас также хорошо, как и 60 лет назад, безо всякой скидки на возраст. Шедевр, абсолютный и безусловный шедевр.
Tags: кино
Subscribe

  • Про 1984

    Кто тут говорил (спойлер - все) про 1984 в США? Вот вам цитата из Пелевина (там проходной персонаж одновременно и трампист, и левый активист, если…

  • (no subject)

    Читаю первый роман про майора Верховена. Там действие крутится вокруг романа Эллроя The Black Dahlia. И переводчики прямо-таки извертелись все, не…

  • Бартон Биггс. Путь хеджера. Заработай или умри (2010)

    Barton Biggs. A Hedge Fund Tale of Reach and Grasp: Or What’s a Heaven For Бартон Биггс - личность в своем роде легендарная, управляющий и партнер…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments