Кабинет доктора Бёрнса (jacob_burns) wrote,
Кабинет доктора Бёрнса
jacob_burns

Category:

Рай и ад / Tengoku to Jigoku (1963)

Третий выстрел второго тура рулетки. Рай и ад.

Режиссер: Акира Куросава
По роману Эда Макбейна «Выкуп Кинга».
В главной роли: Тосиро Мифунэ

Кинго Гондо - акционер и член правления обувной компании "Национальная обувь". Правление хочет свергнуть президента компании, "Старика", который всю жизнь производил солдатские ботинки, так что в изящных женских туфелках не смыслит ни бум-бум. Акционеры предлагают Гондо объединить усилия и акции, Кинго в принципе согласен, что Старик устарел, но и с новой "политикой партии", которую предлагают заговорщики, он не согласен - если власть перейдет в эти руки, слишком уж заговорщики собираются экономить на себестоимости, а это уже будут не хорошие японские туфли, а Китай голимый.

Гондо выставляет заговорщиков за дверь, и мы узнаем, что он готовит собственную революцию, и для этого заложил все свое имущество, чтобы выкупить блокирующий пакет акций. Стоит гостям переступить порог, как на дом Гондо обрушивается беда - похищен сын Кинго, и за его возвращение просят огромную, непомерную сумму, практически все, что у него есть. Правда тут же выясняется, что преступники ошиблись и похитили не Гондо-младшего, а сына его шофера. Похититель быстро обнаружил свою ошибку, однако это ничего не меняет, он все равно требует те же деньги, пусть даже и не за родного мальчика, а так, стоящего рядом.

Гондо понимает, что он не может пожертвовать такие деньги в столь ключевой момент своей карьеры и всей жизни. Кредиторы съедят его с потрохами. Он и не собирается их платить, хотя его уговаривает жена, готовая сменить жизнь в особняке на холме на квартирку в трущобах. Да и шофер, отец парня, валяется в ногах...


Я не читал роман Макбейна, так что ен моуг сказать, насколько точно Куросава передал сюжет, а главное контекст первоисточника. Н я уверен, что европейское и американское кино сделало бы акцент на классовой вражде, на бедном человеке, бросившем вызов богачу.

Куросава же снял фильм прежде всего о зависти. Точнее, о моральном выборе и зависти. Точнее, о моральном выборе, зависти и безумии. Фильм можно разделить на несколько частей, каждая из которых снята в собственной манере, даже в собственном жанре. Начинается как производственная драма. Совещание руководства "национальной обуви", долгие разговоры о женских туфлях, причем манера разговора всех участников усиленно напоминает самурайскую речь. Кажется, вот-вот самурай Мифунэ выхватит меч из-под дорого пиджака и отрубит голову собеседнику. Интересно сделана сцена ухода "гостей" - все персонажи одеты в европейские костюмы, обувь, которую они обсуждали - обычные модельные туфли, такими гардеробы героинь "Секса в большом городе" забиты под завязку. Но повожать их выходит жена Кинго в традиционном японском костюме. И она одна носит японскую одежду во всем фильме. Неудивительно, что именно эта женщина с самого начала настаивала на том, чтобы пожертвовать деньгами ради мальчика.

Телефонный звонок - и фильм резко меняется. Мы попадаем в эпицентр криминальной драмы, медленной, тягучей и трагической, как любая история о похищении детей. Разговоры домашних в полицией, разговоры по телефону с похитителем, раздавленный отец, и ядро всего - битва, которую Гондо ведет сам с собой. Деньги, а по сути вся жизнь Кинго против жизни почти чужого мальчика.

Но вот решение принято и мы получаем обычное полицеское расследование. Копы совещаются в раскаленной комнате. Здоровенные мужики, обмахивающиеся веерами. Забавно показана процедура совещания. Как и в любом полицеском фильме, огромная следственная группа обменивается информацией, набившись в крохотное помещение. Но мы быстро понимаем, что вся эта толпа по сути распределена на пары, каждая из которых отвечает за свой участок расследования.

И финал фильма - уже психологическая драма, в которой фокус наведен на похитителя, и мы постепенно убеждаемся в безумии этого человека, в том, насколько он вывел себя за грань добра и зла, причем никаких рациональных причин для его поступка и его ненависти к Гондо нет. Только зависть и жалость к себе, которые свели его с ума.

Рай и ад - безусловная классика, равно как и Акиро Куросава - безусловный гений. Мифунэ - постоянный актер Куросавы, и его игра - особенно в первой части картины - тонкий моноспектакль.

9/10
Tags: кино
Subscribe

  • ВандаВижен / WandaVision (2021)

    Создатель: Жак Шеффер Режиссер: Мэтт Шекман В главных ролях: Элизабет Олсен, Пол Беттани Ванда Максимофф - ведьма, ее муж Вижен - робот, точнее…

  • Просмотрено

    Манк (2020) Начну с тяжеловеса и одного из двух фаворитов грядущего Оскара (у меня лично взгляд вовсе ни за что другое в списке номинантов не…

  • Дать дуба в округе Юба / Breaking News in Yuba County (2021)

    Режиссер: Тейт Тейлор В ролях: Эллисон Дженни, Мила Кунис, Джимми Симпсон, Аквафина, Джульетт Льюис, Ванда Сайкс, Клифтон Коллинс мл., Эллен Баркин,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment