Кабинет доктора Бёрнса (jacob_burns) wrote,
Кабинет доктора Бёрнса
jacob_burns

Categories:

Interstellar (2014)

"Где была вода - нынче пыль и прах"
Песенка из старого гэдээровского фильма, я даже его названия не помню, хотя это была Регентруда

"Интерстеллар - приквел к ВАЛЛ-И"
Идеальная рецензия на фильм от коллеги alexdeklemeshie



Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Мэттью Макконахи, Энн Хэтэуэй, Майкл Кейн, Джон Литгоу, Мэтт Дэймон, Джессика Честейн, Кейси Аффлек


Если коротко - На Земле экологическая катастрофа, голод и песчанные бури. Близится конец света, потому что кислород в атмосфере усиленно замещается азотом. В то же время поблизости от Сатурна обнаруживается "червоточина" - туннель между галактиками, возможно помещенный туда Чужими. Туннелем уже воспользовались трое выдающихся ученых, которые возможно нашли по ту сторону три потенциально пригодных для жизни планеты, а для комплекта Черную дыру под боком, чтобы жизнь стала интересной. На самом деле никто толком не знает, что они там нашли, потому что сигналы оттуда почти не поступают.

Поэтому нужна еще одна экспедиция, которая все прояснит и либо вернется и уведет с собой человечество в новый дивный мир, либо план"Б" - возродит человечество как вид из оплодотворенных яйцеклеток.


Прежде всего Интерстеллар ни разу не научная фантастика. По всей видимости Нолан планировал скрестить "Одиссею 2001" с собственным "Началом", отсюда вся эта мешанина из апокалиптического сеттинга, межзвездного путешествия и философских заморочек насчет пространственно-временного континуума, путешествий сквозь время и пространство и всего подобного. Получилась притча в НФ-антураже.

Конечно же в наше время талантливому режиссеру, а Нолан безусловно талантлив и много раз это доказал, не составит проблемы реалистично показать космический полет, все эти "Первая ступень отошла, вторая ступень отошла...", поданные в духе "Гравитации". Конечно же Нолан с эти прекрасно справляется. Равно как и с картинкой Земли, окутанной пылевыми бурями над чахлой кукурузой. Но никакой науки и даже правдоподобия за всем этим не стоит, даром, что соавтор сценария - ученый физик, это можно понять, просто вдумавшись в сюжет.

Что Нолану удается особенно хорошо, так это вешать на любой сеттинг глубокие психологические и социальные проблемы. И он разыгрывает несколько убедительных человеческих драм на декорации в стилистике сайнс-фикшена. И это сильная составляющая фильма, ради которой его стоит смотреть. Именно это делает фильм не научной фантастикой, а именно притчей.

Фильм можно разделить на три части, каждая из которых снята в собственной манере и раскрывает отдельные конфликты почти без связи (не сюжетной, а идейно-конфликтной) с остальными частями.

Первая часть - апокалипсис на Земле. И здесь многое кажется странным.

В недалеком будущем Землю постигает неведомая экологическая катастрофа, в результате которой кислород в атмосфере постепенно заменяется азотом, а растет только кукуруза, да и то чахленькая.

Причины катастрофы нам никак не объясняются. Мы видим только симптомы - пылевые бури, патологический неурожай всего, кроме кукурузы.

Вместо того, чтобы использовать все достижения цивилизации, сумевшей изобрести айфон, и построить массу гидропонных ферм, человечество отказалось от технологического пути развития и в полном составе подалось в крестьяне, чтобы выращивать вышеупомянутую кукурузу под пылевыми бурями.

Вот и бывший летчик разогнанного НАСА Купер (не помню, чтобы хоть раз упоминалось его имя) переквалифицировался в фермеры, правда его техническая жилка неплохо востребована в фермерской среде, потому что он умеет чинить комбайны, отлавливать одичавших дронов и так далее.

В целом человечество изменило отношение к прогрессу, считает, что все это развитие (тут стоило подергать пальцами, изображая кавычки) только транжирит деньги налогоплательщиков, которые можно вкладывать в кукурузу и всякие там разные инсектициды и удобрения, поэтому немного переписывает историю. Например, в новых учебниках, уж не знаю, кто их печатает в новом прекрасном мире, сказано, что высадка на Луну - провокация госдепа США с целью втянуть СССР в космическую гонку и разорить к чертовой бабушке.

И тут налицо огромное противоречие. С одной стороны нам заявляют, что все человечество подалось в фермеры. И единственная востребованная наука - агрономия. С другой стороны, инфраструктура вроде бы на месте - есть школы и даже колледжи (хотя туда берут только самых умных), учебники печатаются с прекрасной полиграфией и, что намного более важно, пишутся. То есть человечество считает космические полеты лишней тратой ресурса, но написание учебников по истории оно востребует. То есть в этом полуапокалиптическом мире технологические профессии не в почете, но гуманитарные и общественные - за милую душу?

Весь этот апокалипсис - декорация к очень важному конфликту современности, и я очень рад, что Нолана он волнует так же, как и меня. Современное человечество перестало считать космос романтичным. Оно не видит перспектив, которые вдохновляли фантастов при наших первых шагах в за пределы Земли. Мечты о первом контакте, "на пыльных дорожках..." и все прочее, все это вытеснилось картикной двух-трех человек, мающихся в тесной кабине в громоздком скафандре.

Человечество перестало хотеть странного и это нормально для человечества, которое я знаю. И пожалуй эта идея - самое сильное место фильма.


Но после того, как Купер попадает в НАСА, начинается совсем другая история. Человечество, морально опустившееся до натурального хозяйства, уже не так волнует Нолана. Середина фильма базируется на двух главных конфликтах. Купер, разрывающийся между космосом и семьей, даже конкретно дочерью, и конфликт науки и морали. И если линия профессора Бренда выглядит достаточно цельной, и можно рассуждать о том прав ли Бренд, манипулируя людьми для достижения высшей цели, или цели, которую он считал высшей, это уже тема для отдельного обсуждения. Я так считаю, что прав. Но и Купера жалко.

А вот конфликт Купера вроде как заявлен, но на самом деле отсутствует. И вроде бы он тосковал на ферме и хотел летать, но только он покинул Землю, как сразу ему стало наплевать на весь этот прекрасный космос и черные дыры, и неизведанные планеты, а вся его мотивация свелась к тому, чтобы когда-нибудь увидеть хоть раз свою дочурку. Нет, я понимаю, что это вполне по человечески, но конфликта нет. Он сделал свой выбор и этот выбор такой же, как и у всего человечества, которое считает, что космос ему ни к чему.

А ведь там было на что посмотреть, и я как раз чувствовал при просмотре, что наверное можно отдать многое если не все, чтобы только увидеть и кольца Сатурна и черную дыру и эти чужие планеты.

Но в общем вся эта часть смотрится на одном дыхании и вполне достойна.

Ну и конец фильма про черную дыру и пространственно-временной континуум в пяти измерениях дико сумбурен, попытка привязать идеи из начала к сайфайному антуражу, а они сюда не слишком-то лезут. И кроме того вся эта возня - то ли "Они" это чужие, то ли "они" - это мы из будущего, освоившего этот самый пятимерный континуум...

Плюсы фильма кроме прекрасной съемки и психологизма - плотный сюжет и роскошные актерские работы. Я боялся после трейлера, что мы получим длинную заумную и заунывную философскую притчу вроде Гаттаки. Фильм идет три часа, и мы таки имеем философскую притчу, но событийный ряд весьма насыщен и сюжетообразующие толчкии повороты случаются достаточно частно, чтобы все три часа смотреть на экран с интересом. Это не значит, что его надо сокращать до более вменяемого метража, но высидеть на этом фильме три часа не сложно и не скучно. Властелин колец тоже длинный, и ничего.

Резюмирую - фильм конечно же интересен, добротен, психологичен, очень красив, если вам нравится смотреть на космос, и достоен просмотра. Но все же эпическим шедевром и проектом уровня "Одиссеи 2001" он не стал, НФ-фильмом года я его не назову.

8/10
Tags: кино
Subscribe

  • Дать дуба в округе Юба / Breaking News in Yuba County (2021)

    Режиссер: Тейт Тейлор В ролях: Эллисон Дженни, Мила Кунис, Джимми Симпсон, Аквафина, Джульетт Льюис, Ванда Сайкс, Клифтон Коллинс мл., Эллен Баркин,…

  • Про "Комнату" и "План 9"

    История, как известно, повторяется. Все знают, что есть самый плохой фильм на свете - "План 9 из открытого космоса" Эда Вуда, и там как в Бруксовских…

  • Официант / Ober (2006)

    В рамках слоурулетки от коллеги iw_gdk Режиссер и автор сценария: Алекс ван Вармердам В главной роли: Алекс ван Вармердам История…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments