?

Log in

No account? Create an account
Робохопкинс

jacob_burns


Кабинет доктора Бёрнса


Previous Entry Share Next Entry
Короткий монтаж (Короткие истории) / Short Cuts (1993)
Доктор Шафтхаузен
jacob_burns
Третий выстрел "кинорулетки"

Режиссер: Роберт Олтман.

Прежде всего замечу, что очень люблю творчество Олтмана. Ну да, если рецензия начинается с дисклеймера, сами понимаете…
Фильм поставлен по произведениям Раймонда Карвера. Того самого Карвера, между прочим, чей рассказ «О чём мы говорим, когда говорим о любви» пытался инсценировать (и инсценировал) Бердман. Тот самый Карвер, которого переводил на японский Мураками. Один из знаменитых американских пьющих классиков.
Еще одно лирическое отступление. Помните, был такой эротический сериал с Дэвидом Духовны «Дневники красной туфельки»? там были, между прочим, и очень приличные серии ( я не про содержание, а про качество), поставленные, кстати, в большинстве своем, русскими эмигрантами. Но я не об этом. В одной из самых удачных серий говорилось, что самые худшие и самые лучшие рассказы ни о чем.

При просмотре «Короткого монтажа» меня не покидало ощущение, что это – девиз американских классиков и лично Карвера. Потому что очень долго кажется, что все эти истории ни о чем. В конце оказывается, что очень даже о чем, и что Карвер на самом деле выдающийся прозаик. Но до конца еще надо добраться, а фильм, между прочим, длится три часа и восемь минут.

Роберт Олтман собрал в кучу несколько рассказов Карвера и сделал из них коллаж. По стилю и настроению «Истории» напоминают «Магнолию» Пола Томаса Андерсона, по структуре – множеству сюжетных линий и персонажей, каким-то образом связанных друг с другом, но не слишком сильно, - «Реальную любовь» Кертиса. Магнолия – тоже коллаж, но всего из трех историй. Думаю, что Олтман замостил дорогу им обоим и еще огромному числу кинематографистов. «Облачный атлас», например, так же устроен.

Итак.
Постарешая певица (Энни Росс), откровенно пренебрегающая своей дочерью-виолончелисткой (Лори Сингер).

Два брата. Мойщик бассейнов (Крис Пенн) и его жена (Дженнифер Джейсон Ли). Жена зарабатывает сексом по телефону, причем все «рабочие переговоры» ведет на глазах у детей и мужа, которому почти ничего «сладкого» не перепадает. Второй брат (Роберт Дауни мл.) – гример, специализирующийся на побоях и увечьях, и его собственный труд так заводит, что парень частенько раскрашивает свою жену и делает вид, будто избил ее.

Водитель лимузина (Том Уэйтс) ссорится со своей женой-официанткой (Лили Томлин).

Диктор на телевидении Ховард (Брюс Дэвисон) живет со своей женой Энн (Энди Макдауэлл) и сыном, немного аутичным мальчиком. Накануне дня рождения сына Энн заходит в кондитерскую мистера Битковера (Лайл Лаветт) и заказывает торт для мальчика. Мальчик тем временем идет в школу, но будто бы спит на ходу, в итоге его сбивает официантка. Сбивает-то вроде не сильно, мальчик просто встает и возвращается домой, но после впадает в кому.

Мистер Битковер звонит к ним домой, чтобы те отдали торт, но расстроенный Ховард резко его отшивает. После этого расстраивается уже Битковер, названивает с оскорблениями и доводит Энн до истерики.

Тем временем в больницу приезжает отец Ховарда (Джек Леммон), с которым они не виделись много лет и не поддерживали отношений. Отец рассказывает Ховарду историю, почему они с матерью разошлись – он переспал с ее сестрой.

Другая пара – безработный продавец Стюарт (Фред Ворд) и его жена Клэр (Энн Арчер) – клоунесса, устраивающая праздники для детей. На концерте виолончелистки они знакомятся с другой парой – доктором Ральфом (Мэтью Модайн), что лечит сына Ховарда и Энн, и его женой, художницей Мэриан (Джулианна Мур). Они договариваются провести вместе вечер на недельке, хотя друг друга не знают и, если честно, знать не хотят.

Стюарт с двумя приятелями уезжает на рыбалку, там они находят тело убитой девушки в воде, но не портить же из-за этого рыбалку. Поэтому они спокойно выполняют всю программу, и только дня через три, вернувшись в город, сообщают в полицию.

У Мэриан есть сестра Шерри (Мэделин Стоу). У Шерри трое детей и муж (Тим Роббинс) – коп, трахающий все живое и ненавидящий их пса Сюзи.
В качестве «всего живого» частенько выступает Бетти (Френсис Макдорманд), особа «слабая на передок». Бетти в свою очередь ревнует бывший муж (Питер Галлахер).

Сами видите, какое дьявольское смешение линий и персонажей. Причем, даже из краткого описания понятно, что какие-то линии прописаны подробнее, какие-то показаны мельком.

Карвер – хороший писатель, Олтман – хороший режиссер. Они глубоко читают человеческие души, понимают толк в деталях. И фильм, их совместное творчество, должен бы выйти прекрасным.

Тем более с таким роскошным актерским составом. Причем, все эти люди, сейчас считающиеся мэтрами Голливуда, тогда были удивительно молоды и свежи, смотреть на юных Дауни, Роббинса, МакДауэлл, Мур и остальных – одно удовольствие.

Но историй так много и они так часто сменяют друг друга, что они как бы мельтешат перед глазами. И мельтешат утомительно долго. И кажется, будто бы действие никуда не ведет, и все это – просто зарисовки из жизней разных людей Ровная почти бесстрастная манера снимать Олтмана особого драйва не добавляет, и не очень понятно, зачем все это смотреть. К концу некоторые из историй получают впечатляющее завершение, но выдержать три часа до финала почти невозможно. И при таком мельтешении не все нити удалось связать в узелок, многие линии оборваны на полуслове. Некоторые так скомканы, что вовсе непонятно, зачем огород было городить, растягивая экранное время, - например, история с отцом Ховарда. Или наоборот - сильный финал истории, которая показана парой мазков, как в случае с певицей и ее дочерью. Все-таки, трагедию надо готовить, а не обозначать парой эпизодов.

По большому счету это не вина Олтмана или, тем более, Карвера. Повторюсь, что внимание к деталям, режиссура, игра актеров на высоте, и чувствуется фирменный Олтмановский стиль, который после наберет силу. Просто создатели пожадничали – не стоило запихивать в фильм так много. Все-таки Карвер, наверное, предполагал, что его рассказы будут читаться по очереди, а не страницу из одного, потом абзац из другого. Тем более, что по отзывам Карвер писал крайне лаконично.

В Кертисовской «Реальной любви» все же другой характер драматического материала: все линии – части одного сценария, и ни развиваются параллельно.

Резюмирую: "Короткий монтаж" посвящен проблемам семьи того времени, показаны разные срезы общества. Мощный потенциал историй Карвера и режиссуры Олтмана не отрабатывается до конца, фильм получился слишком перегруженный и оттого утомительный.
7.5/10


  • 1
Облачный атлас - это скорее Нетерпимость, а вот пересекающиеся истории здесь и сейчас - да, от него.

Мне очень понравился фильм, когда его смотрел (было давно).

В нем много хорошего. Есть великолепные черноюморные сцены, например с чистильщиком ковров. Но в целом ощущение, что мельтешит перед глазами, и что все это мельтешение никуда не ведет. В итоге ведет, конечно, но слишком долго. Правда перебор с данными.

Мне почему-то казалось, что Олтмен стремился к кинематографическому джазу. Сейчас даже не знаю, что подумаю о фильме, но тогда впечатлила структура.

Должен сказать, что послевкусие у фильма приятнее, чем ощущения во время просмотра. Кстати, я правильно понял, что в финале нам намекают, кто убил ту девушку на рыбалке?

Не знаю, мне так не показалось.

ну так этот мойщик же маньяком оказался. вообще эта парочка - Пенн и Дауни мл. в финале пердстали как герои "людей и мышей". И скорее всего именно Пенн убил ту девушку. Иначе в чем смысл финала?

Я смотрел давно, деталей не помню уже :(

Выше в каментах пишут о джазе.
Вот такая же ассоциация - немного дергано, но удивительная и прикольная мелодия.

  • 1