Кабинет доктора Бёрнса (jacob_burns) wrote,
Кабинет доктора Бёрнса
jacob_burns

Category:

Короткий монтаж (Короткие истории) / Short Cuts (1993)

Третий выстрел "кинорулетки"

Режиссер: Роберт Олтман.

Прежде всего замечу, что очень люблю творчество Олтмана. Ну да, если рецензия начинается с дисклеймера, сами понимаете…
Фильм поставлен по произведениям Раймонда Карвера. Того самого Карвера, между прочим, чей рассказ «О чём мы говорим, когда говорим о любви» пытался инсценировать (и инсценировал) Бердман. Тот самый Карвер, которого переводил на японский Мураками. Один из знаменитых американских пьющих классиков.
Еще одно лирическое отступление. Помните, был такой эротический сериал с Дэвидом Духовны «Дневники красной туфельки»? там были, между прочим, и очень приличные серии ( я не про содержание, а про качество), поставленные, кстати, в большинстве своем, русскими эмигрантами. Но я не об этом. В одной из самых удачных серий говорилось, что самые худшие и самые лучшие рассказы ни о чем.

При просмотре «Короткого монтажа» меня не покидало ощущение, что это – девиз американских классиков и лично Карвера. Потому что очень долго кажется, что все эти истории ни о чем. В конце оказывается, что очень даже о чем, и что Карвер на самом деле выдающийся прозаик. Но до конца еще надо добраться, а фильм, между прочим, длится три часа и восемь минут.

Роберт Олтман собрал в кучу несколько рассказов Карвера и сделал из них коллаж. По стилю и настроению «Истории» напоминают «Магнолию» Пола Томаса Андерсона, по структуре – множеству сюжетных линий и персонажей, каким-то образом связанных друг с другом, но не слишком сильно, - «Реальную любовь» Кертиса. Магнолия – тоже коллаж, но всего из трех историй. Думаю, что Олтман замостил дорогу им обоим и еще огромному числу кинематографистов. «Облачный атлас», например, так же устроен.

Итак.
Постарешая певица (Энни Росс), откровенно пренебрегающая своей дочерью-виолончелисткой (Лори Сингер).

Два брата. Мойщик бассейнов (Крис Пенн) и его жена (Дженнифер Джейсон Ли). Жена зарабатывает сексом по телефону, причем все «рабочие переговоры» ведет на глазах у детей и мужа, которому почти ничего «сладкого» не перепадает. Второй брат (Роберт Дауни мл.) – гример, специализирующийся на побоях и увечьях, и его собственный труд так заводит, что парень частенько раскрашивает свою жену и делает вид, будто избил ее.

Водитель лимузина (Том Уэйтс) ссорится со своей женой-официанткой (Лили Томлин).

Диктор на телевидении Ховард (Брюс Дэвисон) живет со своей женой Энн (Энди Макдауэлл) и сыном, немного аутичным мальчиком. Накануне дня рождения сына Энн заходит в кондитерскую мистера Битковера (Лайл Лаветт) и заказывает торт для мальчика. Мальчик тем временем идет в школу, но будто бы спит на ходу, в итоге его сбивает официантка. Сбивает-то вроде не сильно, мальчик просто встает и возвращается домой, но после впадает в кому.

Мистер Битковер звонит к ним домой, чтобы те отдали торт, но расстроенный Ховард резко его отшивает. После этого расстраивается уже Битковер, названивает с оскорблениями и доводит Энн до истерики.

Тем временем в больницу приезжает отец Ховарда (Джек Леммон), с которым они не виделись много лет и не поддерживали отношений. Отец рассказывает Ховарду историю, почему они с матерью разошлись – он переспал с ее сестрой.

Другая пара – безработный продавец Стюарт (Фред Ворд) и его жена Клэр (Энн Арчер) – клоунесса, устраивающая праздники для детей. На концерте виолончелистки они знакомятся с другой парой – доктором Ральфом (Мэтью Модайн), что лечит сына Ховарда и Энн, и его женой, художницей Мэриан (Джулианна Мур). Они договариваются провести вместе вечер на недельке, хотя друг друга не знают и, если честно, знать не хотят.

Стюарт с двумя приятелями уезжает на рыбалку, там они находят тело убитой девушки в воде, но не портить же из-за этого рыбалку. Поэтому они спокойно выполняют всю программу, и только дня через три, вернувшись в город, сообщают в полицию.

У Мэриан есть сестра Шерри (Мэделин Стоу). У Шерри трое детей и муж (Тим Роббинс) – коп, трахающий все живое и ненавидящий их пса Сюзи.
В качестве «всего живого» частенько выступает Бетти (Френсис Макдорманд), особа «слабая на передок». Бетти в свою очередь ревнует бывший муж (Питер Галлахер).

Сами видите, какое дьявольское смешение линий и персонажей. Причем, даже из краткого описания понятно, что какие-то линии прописаны подробнее, какие-то показаны мельком.

Карвер – хороший писатель, Олтман – хороший режиссер. Они глубоко читают человеческие души, понимают толк в деталях. И фильм, их совместное творчество, должен бы выйти прекрасным.

Тем более с таким роскошным актерским составом. Причем, все эти люди, сейчас считающиеся мэтрами Голливуда, тогда были удивительно молоды и свежи, смотреть на юных Дауни, Роббинса, МакДауэлл, Мур и остальных – одно удовольствие.

Но историй так много и они так часто сменяют друг друга, что они как бы мельтешат перед глазами. И мельтешат утомительно долго. И кажется, будто бы действие никуда не ведет, и все это – просто зарисовки из жизней разных людей Ровная почти бесстрастная манера снимать Олтмана особого драйва не добавляет, и не очень понятно, зачем все это смотреть. К концу некоторые из историй получают впечатляющее завершение, но выдержать три часа до финала почти невозможно. И при таком мельтешении не все нити удалось связать в узелок, многие линии оборваны на полуслове. Некоторые так скомканы, что вовсе непонятно, зачем огород было городить, растягивая экранное время, - например, история с отцом Ховарда. Или наоборот - сильный финал истории, которая показана парой мазков, как в случае с певицей и ее дочерью. Все-таки, трагедию надо готовить, а не обозначать парой эпизодов.

По большому счету это не вина Олтмана или, тем более, Карвера. Повторюсь, что внимание к деталям, режиссура, игра актеров на высоте, и чувствуется фирменный Олтмановский стиль, который после наберет силу. Просто создатели пожадничали – не стоило запихивать в фильм так много. Все-таки Карвер, наверное, предполагал, что его рассказы будут читаться по очереди, а не страницу из одного, потом абзац из другого. Тем более, что по отзывам Карвер писал крайне лаконично.

В Кертисовской «Реальной любви» все же другой характер драматического материала: все линии – части одного сценария, и ни развиваются параллельно.

Резюмирую: "Короткий монтаж" посвящен проблемам семьи того времени, показаны разные срезы общества. Мощный потенциал историй Карвера и режиссуры Олтмана не отрабатывается до конца, фильм получился слишком перегруженный и оттого утомительный.
7.5/10
Tags: кино, рулетка
Subscribe

  • Скульптура

    Пора делать тег "утренний набег на фейсбук" :) Сегодня увидел там прекрасное (не фейк!):

  • Про живопись

    С абстрактной живописью все очень просто (для потребителя). Если тебе хочется смотреть на эту картину снова и снова - значит она хороша.

  • Дать дуба в округе Юба / Breaking News in Yuba County (2021)

    Режиссер: Тейт Тейлор В ролях: Эллисон Дженни, Мила Кунис, Джимми Симпсон, Аквафина, Джульетт Льюис, Ванда Сайкс, Клифтон Коллинс мл., Эллен Баркин,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments